Адрес: https://polit.ru/news/2013/06/14/strelka_robilant/


14 июня 2013, 11:36

Как подвесные потолки формировали американскую архитектуру (1906-1974)

Потолок — очень чувствительная часть здания. Он с удивительной ясностью отреагировал на переход от иррациональной домодерновой архитектуры к рациональности модернизма.

На протяжении истории потолки наглядно отражали структурные и художественные эксперименты. Это та часть здания, на которую посетитель смотрит намеренно, задирая голову вверх, — если только это не пациент в больнице. Луис Кан как-то сказал, что его ужасает мысль умереть, уставившись в подвесной потолок. Говоря это, Кан имел в виду, что взгляд кверху всегда ассоциировался с обращением к высшим силам, которое девальвирует клетка фальшивого потолка.

В XX веке в потолках стали прятать кондиционеры и проводку, пожарные системы, кабели и тому подобные вещи. Так, потолок из области символических изображений превратился в техническую поверхность. А с конца XIX века из-за необходимости защитить металлические конструкции распространились подвесные потолки — огнеустойчивые и звуконепроницаемые.

Потолки — подвесные и обычные — идеальный пример для изучения взаимосвязи и противоборства между утилитарностью и символизмом. Лекция посвящена истории подвесных потолков в Америке — с 1906 года, когда в Сан-Франциско появился первый пожароустойчивый подвесной потолок, и до смерти Луиса Кана в 1974 году.

Манфредо ди Робилант закончил аспирантуру в Политехническом университете Турина, преподавал в Академии изящных искусств Милана, в Университете Вашингтона в Сент-Луисе, Университете Бремена. Публиковался в журналах Log и Domus. Манфредо курирует разделы «Потолок» и «Окно» на выставке Рема Колхаса «Fundamentals», которая будет основой для Венецианской архитектурной биеннале 2014 года.