29 марта 2024, пятница, 12:59
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

Два солнца повысят шансы на зарождение жизни на планете

Фото: thisiscolossal.com

Международная группа астрономов из Антигуа и США провела исследование, доказывающее, что при определенных условиях парные звезды могут быть более благоприятны для зарождения на их планетах жизни, чем звезды-одиночки, подобные нашему Солнцу. Их статья об этом принята к публикации и появится в августовском номере журнала Astrophysical Journal Letters.

Так называемая обитаемая зона или «зона Златовласки» определяет лишь начальное условие для зарождения жизни на экзопланете – количество попадающего на нее света звезды. Обилие света не позволяет воде – главному источнику жизни - конденсироваться в жидкое состояние, а его недостаток не дает растаять льду. Однако это условие недостаточное – необходимо еще, чтобы планета обладала достаточно плотной атмосферой, чтобы удержать эту воду на поверхности и не дать ей уйти в космическое пространство.

Но в самом начале жизни планеты удержание атмосферы очень часто оказывается для нее серьезной проблемой. Дело в том, что молодые звезды вращаются с большой скоростью и, соответственно, испускают большое количество излучения высокой энергии (жесткого ультрафиолета и рентгена) – этим излучением атмосфера новорожденной планеты часто буквально выметается с ее поверхности. Но с возрастом вращение звезды тормозится, ее магнитная активность ослабевает и количество жесткого излучения падает.

В случае с двойными звездами (вращающимися вокруг одного центра масс) происходит то же самое, однако авторы нового исследования обнаружили механизм, благодаря которому планеты двойных звезд имеют больше шансов сохранить атмосферу в первые эпохи своего существования. Гравитационное взаимодействие звездной пары, выяснили ученые, может привести к синхронизации их орбит и одновременно замедлить вращение. Приливные силы заставляют луны смотреть на свою планету только одной стороной, а планету - точно так же смотреть на свою звезду, если она летает по очень низкой орбите. Что-то подобное, утверждают исследователи, может происходить и с парами звезд. Будучи молодыми, они излучают намного меньше жесткого излучения и поэтому выглядят пожилыми.

«Старение вращения» - так был назван этот эффект – приводит к тому, что звезда уже не срывает газовую оболочку с планет, и жизнь там имеет куда больше шансов возникнуть. Этот механизм, правда, «работает на жизнь» не всегда.

«Старение вращения» - так был назван эффект – приводит к тому, что звезда уже не срывает газовую оболочку с планет, и жизнь там имеет куда больше шансов возникнуть. Этот механизм, правда, «работает на жизнь» не всегда.

У некоторых пар звезд – особенно с очень близкими орбитами или малыми массами – синхронизация может привести к вращению с очень большой скоростью. В этом случае они остаются «вечно молодыми» и до самого конца наполняют пространство вокруг себя неуютным для атмосфер жестким излучением.

Ученые исследовали шесть двойных систем, вокруг которых космический телескоп Кеплер обнаружил планеты. Из них, по расчетам, как минимум три - Kepler 34, Kepler 47 и Kepler 64 – рано «постарели» из-за приливных сил. Наиболее интересна из них система Kepler 34 – она состоит из двух почти идентичных звезд, которые синхронизировали свои движения с самого начала. В «зоне Златовласки» у этой пары находятся минимум две планеты, и все они могут оказаться пригодны для жизни.