25 февраля 2018, воскресенье, 16:49
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

Обнаружено вещество - претендент на роль лекарства от рассеянного склероза

Транспорт миелина в олигодендроциты
The Journal of Cell Biology

Партнер проекта

Перебрав сто тысяч молекул, группа американских ученых обнаружила, что лекарство бензатропин, одобренное FDA для лечения болезни Паркинсона, может быть эффективным против рассеянного склероза. Статья об этом вышла в одном из самых авторитетных журналов – Nature.

Рассеянный склероз – сравнительно часто встречающееся аутоимунное заболевание. Им болеет во всем мире около двух миллионов человек. Вопреки названию, оно не имеет ничего общего с возрастным ухудшением памяти. Начало болезни обычно приходится на молодой или средний возраст. Характеризуется самыми разными симптомами со стороны нервной системы: параличами, слабостью конечностей, проблемами со зрением, слухом или речью, проблемами с памятью, - в зависимости от локализации поражений.

Болезнь возникает из-за того, что T-клетки иммунной системы, вдруг устраивают ложную тревогу - они проникают в спинной и головной мозг, организуют там воспаление (которое было бы полезно для борьбы с патогенами, но патогенов-то нет!), которое со временем приводит к утрате нейронами защитной миелиновой оболочки. Утратив оболочку, они начинают хуже проводить сигнал и со временем погибают. Вместо них возникает соединительная ткань,  образующая характерные бляшки, из-за которых болезнь получила свое название. Миелиновую оболочку нейронам центральной нервной системы создают клетки олигодендроциты. У больных людей их количество сокращается, а стволовые клетки, которые могли бы восстановить их популяцию, хорошо делятся, но, по неизвестной причине перестают дифференцироваться в олигодендроциты.

Получается, что у врачей есть два направления для поисков лекарства. Первый – подавить Т-клеточный иммунный ответ. Этот путь, в основном, и использовался до последнего времени. Другой путь, который предлагается авторами в статье в журнале Nature – все-таки убедить стволовые клетки дифференцироваться.

Бензатропин

Перебрав на упрощенной in vitro модели около 100 тысяч веществ, ученый обнаружили несколько, улучшающих эффективность дифференцировки. Особенную радость у них вызвало то, что в этом списке оказался бензатропин, уже зарегистрированный как лекарство. Это значит, что нулевую и первую стадию клинических испытаний для него можно больше не проводить, что препарат признан безопасным. Кроме того, более-менее известны необходимые дозировки, противопоказания, и вероятные побочные эффекты. Это может существенно упростить внедрение такого препарата в новом качестве.

Дальнейшие эксперименты показали, что бензатропин эффективен как для предотвращения аналогичного заболевания у мышей, так и для лечения уже после возникновения симптомов. При этом действительно повышается эффективность дифференцировки предшественников олигодендроцитов в олигодендроциты. Еще лучшие результаты получились в экспериментах, где бензапирен сочетался с иммуносупрессией. Отдельно стоит отметить, что дозы бензапирена были ниже тех, что применялись раньше. Это полезно, потому что препарат обладает рядом побочных эффектов, риск развития которых таким образом может существенно понизиться.