13 декабря 2017, среда, 06:47
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

Случайное открытие сулит увеличить емкость устройств памяти

Кристалл титаната стронция

Интеллектуальный партнер проекта

Совершенно случайно Мэриан Тарун (Marianne Tarun) и ее коллеги из Вашингтонского университета (University of Washington, США) обнаружили, что электропроводность кристаллов титаната стронция можно повысить в 400 раз, если его поместить на свет. Как сообщается на сайте университета, используя этот эффект, можно существенно повысить емкость запоминающих устройств и скорость записи-чтения. Результаты своей работы исследователи опубликовали в журнале Physical Review Letters.

В ходе экспериментов ученые заметили необычное поведение титаната стронция: его электропроводность увеличилась без всякого внешнего воздействия. Исследователи, думавшие сначала, что дело здесь в загрязнении образца, выяснили, что причиной повышения электропроводности послужило воздействие света.

Для подтверждения этой гипотезы лаборанты оставили образец на 10 минут на ярком свете, а затем убрали в темноту. Выяснилось, что эффект длится несколько дней. Такое свойство материалов носит название остаточной фотопроводимости. В этом случае фотон «выбивает» электрон из валентной зоны, и тот переходит в зону проводимости. Вследствие чего образуется пара носителей заряда: электрон в зоне проводимости и ион в валентной зоне. При приложении к образцу напряжения носители заряда создают электрический ток.

Видео: University of Washington

По словам соавтора исследования Мэттью Маккласки (Matthew McCluskey), «проявление такого эффекта при комнатной температуре открывает новые возможности для практического применения. В стандартной компьютерной памяти информация хранится на поверхности компьютерных чипов или жестких дисков. Однако на устройствах, обладающих остаточной фотопроводимостью, информация может храниться по всему объему кристалла».

Такой вид хранения информации, называемый голографической памятью, может привести к большому увеличению емкости информационных носителей.

Титанат стронция является не единственным необычным полупроводником. Недавно американские исследователи научились использовать в этом качестве графен.