18 декабря 2017, понедельник, 00:50
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

15 ноября 2013, 20:01

Мозг человека распознает объекты без помощи сознания

Подготовка к эксперименту
Patrick McArdle/UANews

Интеллектуальный партнер проекта

Докторант Аризонского университета (University of Arizona, США) Джей Сангинетти (Jay Sanguinetti) провел эксперимент по узнаванию черно-белых изображений, в ходе которого снимал электроэнцефалограмму (ЭЭГ) мозга добровольцев. Исследователь пришел к выводу, что даже когда человек не осознавал, что изображено на картинке, его подсознание фиксировало знакомые очертания. Результаты исследования опубликованы в журнале Psychological Science. В репортаже университетского вестника Сангинетти сообщил дополнительные подробности.

Эксперимент проводился в два этапа. Сначала добровольцам демонстрировали серию рисунков с черными силуэтами на белом фоне. Белый фон на картинках также образовывал фигуры, однако не все это замечали. Во время демонстрации у испытуемых снималась ЭЭГ.

После эксперимента участников опрашивали и оставляли тех из них, кто не заметил скрытых объектов. Полученные по ним данные подробно изучались.

Электроэнцефалограммы показали, что даже когда участники не осознавали, что на рисунке есть белые фигуры, мозг на них однозначно реагировал. Причем такой реакции на картинки, где белый фон не складывался в фигуры, не было.

Исследователь считает, что мозг в процессе эволюции стал работать таким образом, что на бессознательном уровне отсекает информацию, которая не требуется для переработки сознанием.

Ученые все глубже проникают в структуру мозга, пытаясь понять связь между мыслительными процессами и их физическими носителями. Так, недавно группа исследователей заявила, что нашла нейроны, отвечающие за никотиновую «ломку», а другая группа биологов нашла отличия в мозге общительных и замкнутых людей.