17 января 2018, среда, 04:19
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

Найдена первая экзолуна

NASA/JPL-Caltech

Интеллектуальный партнер проекта

Несмотря на то, что уже открыто более тысячи инозвездных планет, до настоящего времени не удавалось идентифицировать их спутники. Возможно, астрофизикам наконец-то это удалось. Экзолуна была обнаружены при помощи технологии гравитационного микролинзирования, при которой в случае прохождении планеты по диску звезды, его гравитационное притяжение искривляет ее свет подобно линзе. Для наблюдателя звезда в этот момент будет казаться ярче, чем обычно.

В препринте статьи Дэвида Беннета (David Bennett) и его коллег из университета Нотр-Дам (University of Notre Dame du Lac, США) сообщается, что эффект микролинзирования впервые был замечен в 2011 году. Тогда во время наблюдения за звездой, находящейся от Земли на расстоянии более 2000 световых лет, было зафиксировано значительное увеличение ее яркости, через час было зафиксировано еще одно усиление яркости, меньшее, чем первое.

Астрономы предположили, что по диску наблюдаемой звезды прошли два массивных объекта. Вероятно, это была экзопланета и ее спутник.

Беннет и его коллеги создали два сценария обнаружения подобных пар. В первом варианте изучается движение относительно близко расположенных к Солнечной системе экзопланеты и ее спутника. Планета при этом должна находиться на расстоянии 1800 световых лет от Земли, а ее масса должна быть примерно в четыре раза больше массы Юпитера (то есть примерно в 1300 раз больше, чем масса Земли). Масса экзолуны при этом должна составлять половину от земной.

Второй вариант предполагает обнаружение экзолуны у коричневого карлика, имеющего массу Нептуна (17 масс Земли). В этом случае планета с естественным спутником должна находиться значительно дальше от Земли.

Ученые пока не торопятся объявлять пару обнаруженных небесных тел экзопланетой и экзолуной. Из-за их большого удаления друг от друга (20 млн км) и от собственной звезды они могут также являться космическими телами, выброшенными из своей планетной системы.

С помощью современных методов обнаружения подтвердить или опровергнуть наличие экзолуны не представляется возможным.

Усилия по поиску экзопланет призваны обнаружить небесные тела, подобные Земле и пригодные для жизни. Недавно специалисты NASA сделали очередной шаг в  этом направлении и обнаружили пары воды в атмосфере пяти экзопланет.