20 июля 2018, пятница, 13:47
Facebook Twitter VK.com Telegram

31 января 2014, 20:03

Ученые создали магнит с одним полюсом

Синтетический монополь
Илл.: Aalto University

Команде исследователей из Амхерстского колледжа (Массачуссетс, США) и университета Аалто (Финляндия) удалось создать синтетический монополь - элементарную частицу с одним магнитным полюсом. Статья с результатами исследования опубликована в журнале Nature.

Все известные сейчас ученым частицы с магнитным полем являются диполями, то есть имеют два полюса. В 1931 году Поль Дирак теоретически обосновал существование монополей, но обнаружить их до сих пор так и не удалось даже с помощью Большого адронного коллайдера.

Видео: Aalto University

Получить монополи физикам удалось при помощи искусственного магнитного поля в конденсате Бозе — Эйнштейна. Это особое агрегатное состояние вещества, основу которого составляют бозоны, охлажденные до температур, близких к абсолютному нулю (−273,15 °C). Ученые использовали систему лазерных импульсов для создания в конденсате Бозе - Эйнштейна квантовых вихрей, на краях которых и были обнаружены монополи.

По словам одного из авторов эксперимента, Дэвида Холла (Davis S. Hall), эксперимент показал, что предсказанные Дираком структуры действительно можно создать. Существование мопонополей в природе пока остается под вопросом, но результаты исследования могут помочь в создании сверхпроводников, способных работать при комнатной температуре.