Китайские инвесторы возобновили с Россией прерванные зимой переговоры по разработке и строительству глубоководного порта на территории республики Крым, стоимость проекта — не менее $3 млрд, сообщает газета «Известия» со ссылкой на первого вице-премьера Республики Крым Рустама Темиргалиева.
«Мы намерены запустить проект, но только когда будут завершены внеочередные меры по введению рубля и водоснабжению полуострова», - заявил Темиргалиев. По его словам, очные встречи с китайской стороной намечены на август – проект пока не является первоочередным.
Как отмечает издание, проект возведения порта глубиной в 25 метров вблизи Евпатории (может стать самым крупным разгрузочным портом на территории Крыма) был анонсирован президентом Украины Виктором Януковичем 5 декабря 2013 года во время его визита в Китай. Тогда же был подписан меморандум о намерениях между операторами проекта – крымским «Киевгидроинвестом» и китайской Beijing Interoceanic Canal Investment Management Co (BICIM). Переговоры и действия по реализации меморандума были заморожены после государственного переворота на Украине, в результате которого Янукович потерял власть, а Крым вошел в состав России.
«После визита президента России Владимира Путина в Китай (20–21 мая) вопрос китайских инвестиций в Крым снова вернулся на повестку дня», - уточнил Темиргалиев.
Между тем, у проекта строительства порта есть определенные экологические риски, поэтому местоположение порта переносилось уже не раз. Строить порт планировалось в Сакском районе Крыма, неподалеку от поселка Фрунзе. Ожидается, что первый этап проекта объемом 3 млрд долларов включит в себя стройку глубоководного порта-хаба, который сможет принимать крупные партии грузов. Кроме того, планируется возвести несколько терминалов для зерна и сыпучих грузов объемом в 20 млн тонн. На второй этап намечены аэропорт, терминал сжиженного природного газа и возведение верфи (на них уйдут еще 7 млрд долларов).
По оценкам крымских властей, общий оборот такого порта, который должен занять территорию в 3 га, будет достигать 140 млн тонн в год, а портовые и другие сборы будут ежегодно приносить России более 1,5 млрд долларов в год. При этом порты Феодосии и Евпатории, расположенные в городской черте, постепенно прекратят свое существование.