28 марта 2024, четверг, 19:40
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

26 июля 2014, 00:00

Мемория. Степан Джевецкий

Степан Карлович Джевецкий
Степан Карлович Джевецкий

26 июля 1843 года родился Степан Джевецкий, инженер, создатель подводных лодок.

Личное дело

Степан Карлович Джевецкий (1843-1938) родился в польской дворянской семье в селе Кунка Подольской губернии (ныне Винницкая область Украины). Родители его были весьма состоятельны, владели обширным поместьем, участком земли на морском побережье в Одессе, домами в Варшаве. Жила семья большую часть времени в Париже. Степан Джевецкий закончил парижское Центральное инженерное училище и довольно скоро заслужил известность, изобретая различные механизмы и приборы. Принял участие во Всемирной выставке 1873 года в Вене. По приглашению великого князя Константина Николаевича переехал в Санкт-Петербург, где стал работать в Морском техническом комитете, получая жалование 500 рублей в месяц.

Одной из первых его работ для русского флота стало создание прибора для автоматической прокладки курса корабля на карте. В 1877 году, во время русско-турецкой войны, он отправился добровольцем на флот и был наражден Георгиевским крестом за храбрость, проявленную во время боя вооруженного парохода «Веста» с турецким броненосцем «Фехти-Булленд». Участие в военных действиях привело Степана Джевецкого к убеждению, что главную роль в будущих морских войнах станут играть подводные суда. После этого практически вся жизнь Джевецкого была связана с конструированием подводных лодок. С 1892 года изобретатель снова жил во Франции, но продолжал работать и над проектами для русского флота. Умер Степан Джевецкий в Париже в 23 апреля 1938 года.

Чем знаменит

Первая подводная лодка Степана Джевецкого, созданная в 1878 году, была одноместной и приводилась в движение с помощью педального привода. Человек внутри лодки мог просунуть руки в закрепленные в ее корпусе водолазные перчатки, чтобы, например, установить морскую мину. Изобретатель лично испытывал лодку в Одессе. После успешной демонстрации лодки комиссии Черноморского флота было решено «дать возможность изобретателю сделать новый аппарат в Петербурге, в увеличенном размере».

В 1882 – 1883 годах было произведено 50 подводных лодок усовершенствованной конструкции. Они вмещали уже трех членов экипажа, были способны находиться под водой до 50 часов и развивать скорость в 2,5-3 узла. Лодки Джевецкого стали первыми в мире серийными подводными судами. В дальнейшем Джевецкий предлагал новые модели подводных лодок, уже не на мускульной тяге, а на паровых или электродвигателях, но они не были реализованы. Также им были разработаны конструкции торпедных аппаратов. В 1907 году по проекту Джевецкого была создана подводная лодка «Почтовый» с бензиновым двигателем, это был первый в мире успешный проект подводной лодки, использовавшей один двигатель для плавания и в надводном, и в подводном положении.

О чем надо знать

 
Степан Джевецкий

Степан Джевецкий наряду с англичанином Уильямом Фрудом и американцем Дэвидом Тэйлром стал одним из основоположников математической теории лопастного винта, которая позволяет описать поведение пропеллеров самолетов и гребных винтов кораблей. Его труд «Общая теория винта» (Theorie generale de l'helice) в 1920 году получил награду Французской академии наук.

С конца 1880-х он заинтересовался проблемами воздухоплавания и был одним из первых ученых, высказавших идею, что аппарат тяжелее воздуха способен летать. Еще в Петербурге он опубликовал работу «Аэропланы в природе: опыт новой теории полета», затем во Франции вышли его труды «Les oiseaux considérés comme des aeroplanes animés» и «L’aviation de demain», где математически обосновывалась возможность полета аэропланов, рассматривались вопросы сопротивления воздуха и оптимального угла наклона крыла. В 1909 году он создал модель винтового планера «Canard», на основе которой в 1911-1913 годах построил гидросамолет «Drzewiecki».

Прямая речь

«Занимал Джевецкий роскошную квартиру в доме 6 по Адмиралтейской набережной, совершенно своеобразно меблированнную. По вечерам обычными гостями Джевецкого были: братья Павел и Петр Соломоновичи Мартыновы, Дюфлон, ботаник профессор Пуаро, иногда заходил живший в том же доме К.Е. Маковский и кавалергард, претендент на сербский престол кн. Карагеоргиевич… Разговоры шли по преимуществу на научные или на технические темы, не касаясь ни карт, ни городских слухов, ни сплетен. Не раз заходила речь о полете аэропланов, автором впоследствии оправдавшейся теории которого был Джевецкий, в этом смысле являющийся "дедушкой современных самолетов"».     Из воспоминаний А. Н. Крылова

«Бывая довольно часто за время от 1909 до 1914 г. за границей, я всякий раз навещал в Париже Джевецкого. Последний раз я видался с ним за время с 1925 по 1927 г., когда я, будучи в длительной заграничной командировке, состоял главнонаблюдающим за постройкой во Франции громадных нефтеналивных судов «Нефтесиндикат» и «Советская нефть». Несмотря на свои 84 года, Джевецкий обладал вполне ясным умом, занимался кинетической теорией газов, и его сообщения не раз докладывались в Парижской академии наук».     Из воспоминаний А. Н. Крылова

7 фактов о Степане Джевецком

  • Учась в парижском лицее, Джевецкий на экзаменах получил высшую оценку 20 баллов по всем предметам. Директор вызвал его родителей и велел забрать сына из его лицея, так как одаренный мальчик весь год ничего не делал, но показал блестящий результат. Это, по мнению директора, могло испортить остальных учеников, который захотят подражать Джевецкому.
  • В Центральном инженерном училище Джевецкий познакомился с будущим известным инженером Густавом Эйлером, с которым позднее неоднократно совместно работал.
  • Живший в Вене дядя Степана Джевецкого во время выставки 1873 года сказал, что не даст ему денег, но если он своими изобретениями добьется солидного положения, то тогда и от дяди получит 20 тысяч гульденов. Дядя выплатил эту сумму после того, как Джевецкого прямо с выставки пригласили работать в Петербурге.
  • Джевецкий описал теорию движения воздушного змея с учетом давления ветра не только на змей, но и на нить, так как при длине нити 1000 и более метров воздействие ветра становится ощутимым. Интегральные уравнения для этой цели ему помог решить будущий академик, а тогда курсант Морского училища А. Н. Крылов.
  • Во время демонстрации подводной лодке Александру III на Серебряном озере в Гатчине, Джевецкий, закончив плавание, вытащил заранее приготовленный букет орхидей и преподнес их императрице Марии Федоровне со словами «C'est le tribut de Neptune a Votre Majeste» («Это дань Нептуна вашему величеству»).
  • Посетив Египет, Джевецкий приобрел там голову мумии, которая навлекла на него проблемы сначала с таможенной службой, не знавшей, по какому тарифу оформить «сию часть мертвого тела», а затем и с одесской полицией, заподозрившей убийство.
  • По инициативе Джевецкого была построена первая во Франции аэродинамическая труба.

 

Статья о Степане Джевецком в Википедии

Статья о подводных лодках Джевецкого в русской Википедии

Воспоминания академика А. Н. Крылова о Джевецком

Испытания лодки С. Джевецкого в Черном море

Проект водобронного миноносца Джевецкого

Подводные лодки Джевецкого

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.