28 марта 2024, четверг, 18:04
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

07 августа 2014, 00:00

Мемория. Федор Шехтель

Федор Осипович Шехтель
Федор Осипович Шехтель

7 августа 1859 года родился Федор Шехтель, выдающийся архитектор, «отец» русского модерна

Личное дело

Федор Осипович Шехтель (1859-1926) родился в Санкт-Петербурге. При рождении он получил имя Франц Альберт, а Федором Осиповичем стал лишь в 1915 году, приняв православие. Его предками были немцы, переселившиеся в Россию в XVIII веке. В 1866 году Шехтели переехали в Саратов. После смерти отца и дяди когда-то преуспевавшая купеческая семья разорилась. Шехтель учился в Саратовской мужской гимназии, наибольшие успехи показывая в чистописании, рисовании и черчении. В 1873 году поступил в четырехклассное училище при Тираспольской римско-католической гимназии и закончил его в 1875 году. В этот же год они с матерью перебрались в Москву.

После переезда в Москву Шехтель работал в мастерской архитектора Александра Каминского, с которым, в частности, подготовил конкурсный проект здания Исторического музея. В 1875 году поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества, но через три года был отчислен за плохую посещаемость. Работал иллюстратором в журналах, рисовал театральные афиши, позднее был театральным художником.

С 1880-х годов начал работать как архитектор. Строил частные дома, загородные усадьбы, позднее и общественные здания, храмы. В 1893 году судьба улыбнулась Шехтелю: его,  «бездипломника», пригласил построить дом Савва Морозов. Особняк З. Г. Морозовой архитектор выполнил в стиле «английской готики», при этом отошёл от распространённой в то время фронтально-фасадной композиции городских построек, поставив здание посреди участка с отступом от красной линии улицы и придал одинаковую художественную выразительность не только главному, но и всем остальным фасадам. К работе над этим проектом Шехтель первым из архитекторов привлек к оформлению интерьеров начинающего художника Михаила Врубеля.

В 1895 году Федор Шехтель был принят в Московское архитектурное общество, в 1898 году стал преподавать в Строгановском училище.

После постройки особняка Морозовой Шехтель становится популярным и востребованным архитектором и получает официальное право самостоятельной работы. После этого он строит еще несколько особняков в стиле английской готики.

Однако, хотя именно «готические» особняки принесли Шехтелю известность и вызвали появление большого количества последователей и подражателей, в 1990-м году в его творчестве происходит резкий перелом от готики к модерну. Построенный им в этом стиле особняк купца Рябушинского на Малой Никитской стал символом московского модерна и визитной карточкой самого Шехтеля.

На Всемирной выставке в Париже 1900 года Шехтель был награжден серебряной медалью. Построил ряд российских павильонов в неорусском стиле на международной выставке в Глазго (1901). Вскоре после этого получил звание академика архитектуры. В 1902 году занимался перестройкой здания МХАТа в Камергерском переулке. Архитектором были выполнены проект фасада с надписью нового названия театра «МХАТ», серия эскизов для обновления его эмблемы, дизайна билетов и афиш и даже униформы служащих. В память о Чехове Шехтель в 1910 году создал проекты библиотеки и музея писателя в Таганроге.

С 1901 года Шехтель являлся членом, а с 1906 по 1922 годы - бессменным председателем Московского архитектурного общества (МАО). Был почетным членом Общества британских архитекторов, архитектурных обществ Рима, Вены, Глазго, Мюнхена, Берлина, Парижа.

После революции Шехтель практически остался без работы и средств к существованию. Ему пришлось продать свой особняк на Большой Садовой, чтобы как-то содержать семью. Зарабатывал чтением лекций, в 1918 году получил должность профессора во ВХУТЕМАСе. Однако в качестве архитектора оказался не востребован. Несмотря на то, что Шехтель подготовил целый ряд архитектурных проектов, построен из них был только один - павильон Туркестана на Первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке (1923). Шехтель работал в художественно-производственной комиссии Научно-технического отдела Высшего Совета народного хозяйства, архитектурно–техническом совете Главного комитета государственных сооружений. В 1925 году из-за болезни вынужден был оставить работу. Последние годы жил в крайней нужде. Благодаря Луначарскому, архитектор получал пенсию в 75 рублей, которой, однако, не хватало на содержание семьи, так что ему пришлось распродавать предметы искусства из своей коллекции. «Я строил всем Морозовым, Рябушинским, фон Дервизам и остался нищим», - писал Шехтель Ивану Сытину.

Умер Федор Шехтель в Москве 7 июля 1926 года. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

Чем знаменит

 
Федор Шехтель

Один из крупнейших российских зодчих рубежа XIX—XX столетий. Признанный лидер русского модерна - последнего архитектурного стиля дореволюционной Москвы, во многом определившего ее облик.

Шехтель создал более 200 архитектурных проектов, более 80 построенных им зданий сохранились. Среди самых известных проектов Федора Шехтеля - особняк Морозовой на Спиридоновке (1893), здание Ярославского вокзала (1902), особняк Рябушинского на Малой Никитской (1900), собственный особняк в Ермолаевском переулке (1896), особняк Дерожинской в Кропоткинском переулке (1901), дом Московского общества страхования от огня и гостиница «Боярский двор» на Старой площади (1901), здание Художественного театра (1902), банк Рябушинских на Биржевой площади (1903–1904), типография «Утро России» в Большом Путинковском переулке (1907), кинотеатр «Художественный» на Арбатской площади (1912).

О чем надо знать

Гораздо менее известно творчество Федора Шехтеля в качестве театрального и книжного художника. Он долгое время сотрудничал с театральным антрепренером Михаилом Лентовским, оформляя спектакли, создавая костюмы, проектируя театральные здания и макеты декораций к массовым гуляниям. Среди театральных работ Шехтеля есть и декорации к постановке в Большом театре «Волшебной флейты» Моцарта. Большой успех принесли Шехтелю костюмы для аллегорического шествия «Весна-Красна», проведенного Лентовским в рамках празднования коронации Александра III в 1883 году. Эскизы к шествию были изданы в виде отдельного альбома, оформленного самим Шехтелем.

Среди работ Шехтеля-иллюстратора – обложки книг «Записки охотника» Тургенева и «Пестрые рассказы» Чехова.

Прямая речь

«Едва ли есть сказка более волшебная, чем сказка о трех сестрах: Архитектуре, Живописи и Скульптуре. С тех пор как существует наш мир, мы не перестаем зачаровываться этой постоянной сказкой, в которой в неменьшей степени участвуют музыка, поэзия и остальные музы. К жизни нас приковывают лишь стимулы труда, любви и искусства (в них весь смысл жизни), без них мы бы не знали, зачем нас создал творец, и благодаря лишь им мы находим в себе силу переносить все горести и лишения нашего существования (в противном случае наша жизнь была бы бессмысленной). По праву архитектуру считают старшей из этих волшебниц-сестер: когда народились живопись и скульптура — архитектура уже существовала» - Ф. О. Шехтель (из лекции, прочитанной 15 апреля 1919 г. в архитектурном отделе Первых свободных государственных художественных мастерских)

«Можно без преувеличения сказать, что в лице Шехтеля русский модернизм нашёл едва ли не единственного яркого и действительно одарённого зодчего. <…> Влияние Щехтеля на русскую архитектуру было бесспорно значительным и отход современного строительства от идей и форм "модерна" не обесценил того большого вклада, который внес в нашу строительную культуру этот крупный зодчий, отличавшийся неизменно смелой самостоятельностью своих исканий и замыслов» - Д. Е. Аркин

«Я гулял по улицам Москвы, еще сохранявшей следы гражданской войны... и с огромным любопытством обнаруживал здания в стиле модерн, причем их было гораздо больше, чем в Париже... На старой Никитской, которая тогда уже называлась улицей Герцена, по-прежнему можно видеть особняк Рябушинского, построенный Шехтелем в 1900 году, с его решетками, балконами, с его идущим по верху мозаичным цветочным фризом, принадлежащим Врубелю. Тому же зодчему принадлежит монументальное здание Ярославского вокзала, в котором... ясно обнаруживаются русские национальные истоки... Лишь значительно позже мне удалось увидеть интерьеры зданий модерна, и я нашел там удивительные камины, металлическое литье, лестничные перила, люстры, перед которыми бледнели изделия западных мастеров» - Луи Арагон

 9 фактов о Федоре Шехтеле

  • В ряде источников местом рождения Шехтеля называется Саратов, однако туда его семья переехала из Санкт-Петербурга лишь в феврале 1866 года, когда будущему архитектору было шесть лет.
  • Когда семья юного Шехтеля перебралась в Москву, его мать стала экономкой у известного предпринимателя и мецената Павла Третьякова.
  • Работая в молодости иллюстратором в московских журналах, Ф. Шехтель подписывался инициалами «Ф.Ш.» или псевдонимом «Финь-Шампань».
  • В январе 1894 года Шехтель получил свидетельство Техническо-строительного комитета Министерства внутренних дел на право «производить работы по гражданской строительной и дорожной частям». В качестве экзаменационной работы он представил проект особняка Морозовой на Спиридоновке. Однако даже после этого не имевший законченного архитектурного образования Шехтель не получил права официально называться архитектором. Свои проекты он подписывал словами «техник архитектуры».
  • Максиму Горькому, которого Сталин поселил в особняке Рябушинского, особняк не понравился. Он говорил о нем так: «дом нелеп, но работать можно».
  • Именно Федор Шехтель создал эскиз занавеса со знаменитой эмблемой Художественного театра — летящей над волнами чайкой.
  • Младший сын архитектора Лев Федорович стал художником и теоретиком искусства.
  • Артист Вадим Тонков, создатель образа Вероники Маврикиевны, приходился Шехтелю родным внуком.
  • Именем Федора Шехтеля названа малая планета № 3967 — «Shekhteliya», открытая сотрудником Крымской астрофизической лаборатории Л. И. Черных.

 

Статья о Федоре Шехтеле в Википедии

Список проектов и построек Ф. О. Шехтеля

Библиография работ о Ф. О. Шехтеле

Кириченко Е. И. и др. Архитектурное наследие Федора Шехтеля в Москве

Особняк С. П. Рябушинского

Особняк Морозовой на Спиридоновке

Группа в социальной сети «Вконтакте», посвященная Ф. О. Шехтелю

Аллегорическое шествие «Весна-Красна» (1883)

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.