28 марта 2024, четверг, 21:54
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

25 сентября 2014, 00:01

Мемория. Дмитрий Шостакович

Дмитрий Дмитриевич Шостакович
Дмитрий Дмитриевич Шостакович

25 (12) сентября 1906 года родился Дмитрий Шостакович, выдающийся композитор и пианист.

Личное дело

Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906 – 1975) родился в Петербурге. Отец его был инженером-химиком, работал в Главной палате мер и весов, а мать до замужества училась в Петербургской консерватории. Она дала сыну летом 1915 года первые уроки игры на фортепиано. Через пару месяцев Шостакович поступил на фортепианные курсы Гляссера, а на следующий год уже играл сложные произведения Моцарта и Гайдна. В 1918 году он начал заниматься у профессора Александры Розановой, затем поступил в Петроградскую консерваторию сразу на два факультета – композиторский и фортепианный. Одновременно он продолжал учебу в школе. В 1923 году он сдал выпускные экзамены по классу фортепиано. К 1926 году он сумел подготовить обширный репертуар и начал выступать с самостоятельной концертной программой, в которую были включены и его собственные произведения. Заканчивая композиторский факультет, Шостакович представил в качестве выпускной работы Первую симфонию.

В 1927 г., к десятилетию Октябрьской революции, Шостакович пишет свою Вторую симфонию «Посвящение Октябрю». На следующий год он закончил оперу «Нос» по повести Гоголя. Премьера «Носа» в ленинградском Малом оперном театре состоялась в январе 1930 г. Заметное влияние на это произведение оказал Всеволод Мейерхольд.

В 1929 году Шостакович сочиняет Третью «Первомайскую симфонию» и музыку к пьесе Маяковского «Клоп». Он начинает создавать и балеты: «Золотой век» (1930) и «Болт» (1931). В 1932 году Шостакович окончил вторую оперу – «Леди Макбет Мценского уезда» по повести Лескова. В январе 1934 года она была поставлена сразу в двух театрах – ленинградском Малом оперном и московском Музыкальном имени Немировича-Данченко. В 1935–37 годах опера исполнялась в Нью–Йорке, Буэнос–Айресе, Цюрихе, Кливленде, Филадельфии, Любляне, Братиславе, Стокгольме, Копенгагене, Загребе, на Би–Би–Си. В 1935 году Шостакович закончил третий балет – «Светлый ручей» на либретто Лопухова и Пиотровского. В начале 1936 года в «Правде» одна за другой были опубликованы две разгромные статьи с резкой критикой Шостаковича. И оперу, и балет сняли с репертуара. Накануне премьеры было запрещено исполнение написанной им в 1936 году Четвертой симфонии (впервые исполнена лишь в 1961 г.).

С осени 1937 года Шостакович начал преподавать в Ленинградской консерватории, сначала в классе оркестровки, а чуть позже – в классе сочинения. В том же году он заканчивает Пятую симфонию. Идею этой симфонии композитор определил как «становление личности» — от сумрачных раздумий через борьбу к итоговому жизнеутверждению.

В 1941 году Шостакович в осажденном Ленинграде писал одно из самых знаменитых своих произведений – Седьмую (Ленинградскую) симфонию. До начала октября были закончены три ее первые части. В октябре Шостакович вылетел в Куйбышев и здесь в декабре завершил симфонию. Премьера Седьмой симфонии состоялась в марте 1942 г. в Куйбышеве. В августе того же года ее под руководством дирижера Карла  Элиасберга сыграли в осажденном Ленинграде. Для голодных, больных людей репетиции были тяжелым трудом. Музыкантам было выделено дополнительное питание: они получали не только положенную по карточке норму, но и обед, причем талоны на обед дирижер выдавал сам. После снятия блокады Шостакович вернулся в Ленинград. В 1945 году он закончил девятую симфонию, посвященную победе.

Вскоре после войны Дмитрий Шостакович переехал в Москву. В феврале 1948 года после появления Постановления ЦК ВКП(б) об опере В. И. Мурадели «Великая дружба» началась новая волна нападок на композитора.

В 1951 году Дмитрий Шостакович сочинил десять поэм для смешанного хора. В 1957  появляется Одиннадцатая симфония «1905 год». В 1959 году Шостакович пишет оперетту «Москва, Черемушки». В 1961 году состоялась премьера Двенадцатой симфонии «1917 год». Через год Шостакович представил слушателям философско-публицистическую Тринадцатую симфонию. В 1964 г. появляется его оратория «Казнь Степана Разина». Творчество Шостаковича в 1950-х – 1960-х годах характеризуется разнообразием тем, к которым обращается композитор. В нем вновь представлены юмор, сатира –  в оперетте «Москва, Черемушки», в вокальном цикле «Сатиры» (на слова Саши Черного, 1960). В 1969 г. была закончена Четырнадцатая симфония. Она была написана на слова Ф. Гарсиа Лорки, Г. Аполлинера, В. К. Кюхельбекера и Р. Рильке (1969). В семидесятые годы появились вокальные циклы на стихи М. И. Цветаевой и Микеланджело, струнные квартеты и Пятнадцатая симфония. Дмитрий Шостакович умер в Москве 9 августа 1975 года.

Чем знаменит

Один из величайших композиторов XX века. Автор 15 симфоний, 15 струнных квартетов, опер «Нос», «Леди Макбет Мценского уезда» («Катерина Измайлова»), «Игроки», балетов «Золотой век», «Болт» и «Светлый ручей», многочисленных других произведений. Оказал большое влияние на других композиторов как своим творчеством, так и лично, в качестве педагога Ленинградской и Московской консерваторий.

О чем надо  знать

 
Дмитрий Шостакович

В жизни Дмитрия Шостаковича было два периода, когда его творчество становилось мишенью официальной советской критики. Впервые это произошло в 1936 году, когда в «Правде» появилась статья «Сумбур вместо музыки», посвященная опере «Леди Макбет Мценского уезда». В ней композитора обвиняли в «отсутствии простой и понятной мелодии» и потакании извращенным вкусам буржуазных слушателей «своей дергающейся, крикливой, неврастенической музыкой». Вскоре последовали статьи «Ясный и простой язык в искусстве» и «Балетная фальшь» о балете «Светлый ручей», в котором обнаружили «кукольное изображение» жизни и формалистический подход к фольклору. Вслед за «Правдой» статьи, клеймящие композитора, появились и в других изданиях. Постановки «Леди Макбет» и «Светлого ручья» были прекращены, премьера Четвертой симфонии не состоялась, но в этот раз период опалы был сравнительно недолгим.

Куда серьезнее была ситуация после публикации Постановления ЦК ВКП(б) об опере В. И. Мурадели «Великая дружба», где в отмечалось, что в творчестве Шостаковича, Прокофьева, Хачатуряна, Шебалина, Попова, Мясковского обнаруживаются «формалистические извращения, антидемократические тенденции в музыке, чуждые советскому народу и его художественным вкусам. Характерными признаками такой музыки является отрицание основных принципов классической музыки, проповедь атональности, диссонанса и дисгармонии, являющихся якобы выражением "прогресса" и "новаторства" в развитии музыкальной формы, отказ от таких важнейших основ музыкального произведения, какой является мелодия, увлечение сумбурными, невропатическими сочетаниями, превращающими музыку в какофонию, в хаотическое нагромождение звуков».

Постановление вызвало большие перемены в музыкальном мире. Был полостью сменен президиум Союза композиторов, последовало множество публикаций, клеймящих упомянутых в постановлении композиторов. Осенью 1948 года Шостакович был лишен звания профессора Московской и Ленинградской консерваторий. «Приехав в Ленинград, композитор прочел на доске объявлений в консерватории, что он уволен "за низкий профессиональный уровень". В Москве же ему попросту не выдали ключ от аудитории». В 1949 году появилась пьеса Сергея Михалкова «Илья Головин» об оторвавшемся от народа композиторе-формалисте, творчество которого было раскритиковано газетой «Правда» в статье с характерным названием «Формалистические выкрутасы в музыке».

Прямая речь

"Много лет назад я начал работать над Камерной симфонией Шостаковича (это переложенный Рудольфом Баршаем для камерного оркестра Восьмой квартет). Сочинение это имеет официальное посвящение — «Памяти жертв фашизма и войны». Когда я работаю над партитурой, то вчитываюсь, вдумываюсь в нее, буквально сплю с ней под подушкой. И вдруг я ощутил, что в одном месте этого сочинения Шостакович показывает, что его расстреливают, я услышал, что в этом месте его убивают. И я тогда сказал себе — нет, это не только о жертвах фашизма и войны, это Шостакович воздвиг надгробный памятник самому себе. И как же я был потрясен, когда в одном из писем Шостаковича, опубликованных позднее Исааком Гликманом, я прочитал, в связи с Восьмым квартетом, следующие слова композитора: «Я размышлял о том, что если я когда-нибудь помру, то вряд ли кто напишет произведение, посвященное моей памяти. Поэтому я сам решил написать таковое».

Потом я начал глубоко и серьезно изучать симфонии Шостаковича. Во время работы над его Пятой симфонией (о которой много пишет в этой книге Соломон Волков) я, мне кажется, понял внутреннию психологическую пружину этого сочинения. Здесь тоже обозначена тема гибели автора. Финал симфонии внешне жизнерадостный, оптимистический. Кажется, что это колонны демонстрантов идут — как все мы когда-то шли — по Красной площади в Москве или по Дворцовой площади в Ленинграде. Люди идут плотно, плечом к плечу. И вдруг герой (а это — сам Шостакович, конечно) погибает, его убивают, а народ вокруг этого не замечает. И продолжает идти в том же темпе, не замедляя шага".      Владимир Спиваков

"Это музыка, умышленно сделанная «шиворот-навыворот», — так, чтобы ничего не напоминало классическую оперную музыку, ничего не было общего с симфоническими звучаниями, с простой, общедоступной музыкальной речью. Это музыка, которая построена по тому же принципу отрицания оперы, по какому левацкое искусство вообще отрицает в театре простоту, реализм, понятность образа, естественное звучание слова. Это — перенесение в оперу, в музыку наиболее отрицательных черт «мейерхольдовщины» в умноженном виде. Это левацкий сумбур вместо естественной, человеческой музыки. Способность хорошей музыки захватывать массы приносится в жертву мелкобуржуазным формалистическим потугам, претензиям создать оригинальность приемами дешевых оригинальничаний. Это игра в заумные вещи, которая может кончиться очень плохо".    Из статьи «Сумбур вместо музыки»

 

Обуянная смертным страхом

И отмщения зная срок

Опустивши глаза сухие

И ломая руки, Россия

Предо мною шла на восток

А за мною, тайной сверкая

И назвавши себя «Седьмая»

На неслыханный мчалась пир...

Притворившись нотной тетрадкой,

Знаменитая ленинградка

Возвращалась в родной эфир

Анна Ахматова, фрагмент из «Поэмы без героя»

 

Музыка

                                            Д.Д.Ш.

В ней что-то чудотворное горит,

И на глазах ее края гранятся.

Она одна со мною говорит,

Когда другие подойти боятся.

Когда последний друг отвел глаза,

Она была со мной одна в могиле

И пела словно первая гроза

Иль будто все цветы заговорили.

Анна Ахматова

13 фактов о Дмитрии Шостаковиче

  • Учась в консерватории, Дмитрий Шостакович работал тапером во время показа немых кинофильмов в кинотеатре «Паризиана».
  • Проект биолога Ильи Иванова по скрещиванию человека с обезьянами вдохновили Дмитрия Шостаковича на идею оперы «Оранго», главный герой которой в результате биологического эксперимента превратился в получеловека-полуорангутана по имени Оранго. Композитор написал пролог оперы, но затем оставил этот замысел. В 2004 году черновик пролога обнаружила музыковед Ольга Дигонская. В 2011 году опера «Оранго» была поставлена Лос-Анжелесской филармонией.
  • Во многих местах партитуры Ленинградской симфонии есть пометки – буквы ВТ. Так композитор отмечал места, на которых его работа была прервана воздушной тревогой.
  • В ряде произведений Шостаковича, например, в Десятой симфонии, встречается его «музыкальная монограмма»: последовательность нот ре, ми-бемоль, до, си, буквенные обозначения которых читаются как DSCH.
  • В 1942 году на обложке одного из номеров журнала Time Дмитрий Шостакович был изображен в пожарном шлеме. Рисунок имел реальную основу: во время блокады Шостокавич входил в добровольную пожарную команду профессорско-преподавательского состава Ленинградской консерватории и дежурил на крыше консерватории во время воздушной тревоги.
  • В 1943 году Дмитрий Шостакович участвовал в конкурсе на создание нового гимна СССР. Варианты, представленные Шостаковичем и Хачатуряном, получили высший балл, но в качестве музыки гимна был утвержден вариант композитора Александрова.
  • Дмитрий Шостакович часто писал музыку для кино. Вот лишь некоторые из фильмов, в которых звучит его музыка: «Новый Вавилон» (1929),  «Встречный» (1932), «Юность Максима» (1935), «Возвращение Максима» (1937), «Выборгская сторона» (1939), «Волочаевские дни» (1937), «Друзья» (1938), «Человек с ружьем» (1938), «Великий гражданин» (2 серии, 1938-39), «Глупый мышонок» (мультфильм, 1939), «Зоя» (1944), «Простые люди» (1945), «Пирогов» (1947), «Молодая гвардия» (1948), «Мичурин» (1949), «Встреча на Эльбе» (1949), «Незабываемый 1919 год» (1952), «Белинский» (1953), «Единство» (1954), «Овод» (1955), «Первый эшелон» (1956), «Гамлет» (1964), «Год, как жизнь» (1966), «Король Лир» (1971).
  • Всю жизнь композитор был преданным болельщиком ленинградского «Зенита». А его балет «Золотой век» посвящен футболу.
  • В разговоре со знакомыми Дмитрий Шостакович иногда долго и в самых возвышенных выражениях хвалил музыку Ильича. Собеседники недоумевали, не понимая, что за музыку писал Ленин, и лишь через некоторое время Дмитрий Дмитриевич пояснял, что говорит о Петре Ильиче Чайковском.
  • После переименования Петрограда в Ленинград, Шостакович на некоторых своих письмах указывал город «Ленинбург».
  • После постановления ЦК КПСС 1948 года, разгромившего «формализм» в музыке, Шостакович написал сатирическое произведение «Антиформалистический раёк» («для чтеца, четырех басов и смешанного хора в сопровождении фортепиано»). Исполнено оно было впервые лишь в 1989 году.
  • Когда композитора спросили, зачем он держит на столе под стеклом портрет Мусоргского, он ответил: «Когда я смотрю в эти глаза, мне легче кидать свои произведения в корзину».
  • В детстве у будущего композитора Эндрю Ллойд Уэббера дома жили два кота Сергей и Дмитрий, названные в честь Прокофьева и Шостаковича.

 

 Материалы о Дмитрии Шостаковиче

Статья о Дмитрии Шостаковиче в Википедии

Сайт, посвященный Д. Д. Шостаковичу

Биография на сайте Московской консерватории

Воспоминания Дмитрия Шостаковича, записанные и отредактированные Соломоном Волковым.

Воспоминания Анатолия Мариенгофа

«Антиформалистический раёк»

Шостакович на сайте Classic-Online

Шостакович на сайте Belcanto.ru

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.