23 июля 2018, понедельник, 03:31
Facebook Twitter VK.com Telegram

Австрийские ученые передали информацию при помощи лучей «закрученного света»

New Journal of Physics/IOP Publishing

Группа исследователей из Венского университета (University of Vienna) впервые в истории осуществила передачу информации при помощи лучей «закрученного» света, преодолевающих достаточно большие расстояния по открытому воздуху. При помощи луча закрученного света исследователи передавали реальную информацию – черно-белые изображения портретов великих австрийцев Моцарта, Больцмана и Шрёдингера. Для этого ученые использовали высокоточные лазеры, и помощь им оказывали сотрудники Института оптики и квантовой информации (Institute for Quantum Optics and Quantum Information, IQOQI).

Интерес ученых к использованию закрученного света объясняется тем, что, придавая свету форму спирали в одном луче можно организовать множество дополнительных каналов передачи данных, увеличивая пропускную способность канала теоретически до бесконечности.

В последнее время учеными уже было проведено множество экспериментов, в которых использовались лучи закрученного света, распространяющиеся по оптическому волокну. И в одном из таких экспериментов была получена скорость передачи информации в 2.5 терабита в секунду. Однако не всегда и не везде возможна прокладка оптического волокна между точками, которые требуется соединить высокоскоростным коммуникационным каналом. Примером этому является организация связи между поверхностью Земли и космическими аппаратами, совершающими полет в дальний космос или находящимися на околоземной орбите. Но передача при помощи луча закрученного лазерного света, распространяющегося в атмосфере Земли, сразу же попадает под воздействие атмосферных помех, что приводит к искажению и частичной потере передаваемой информации. Поэтому все подобные эксперименты проводились ранее только в стенах лабораторий и на небольшом расстоянии, разделяющем передатчик и приемник оптического сигнала.

«Мы впервые продемонстрировали, что информация может быть закодирована при помощи закрученного света и передана по открытому воздуху на дистанцию в три километра, подвергаясь при этом, достаточно сильному воздействию атмосферных помех» – рассказывает Марио Кренн (Mario Krenn), один из молодых ученых, принимавших участие в этом проекте.

Существует мнение, что в будущем такой обмен данными заменит традиционные Wi-Fi сети и будет использоваться для связи с МКС и другими космическими объектами.