20 января 2019, воскресенье, 13:43
Facebook Twitter VK.com Telegram

19 ноября 2014, 17:27

Оси вращения квазаров согласуются на огромных расстояниях

Илл.: ESO

Группа астрономов под руководством Дамьена Хуцемекерса (Damien Hutsemékers) из Льежского университета обнаружила, что оси вращения центральных сверхмассивных черных дыр в квазарах из сделанной ими выборки параллельны, хотя их разделяют расстояния в миллиарды световых лет. Об этом сообщает пресс-релиз, выпущенный Европейской Южной Обсерваторией (ESO).

Квазары представляют собой галактики на начальном этапе развития, в которых находится сверхмассивная черная дыра. Мощность излучения квазаров может превышать суммарную мощность всех звезд такой галактики, как Млечный Путь. Ученые использовали для наблюдений квазаров спектрографический прибор FORS, смонтированный на Очень Большом Телескопе (VLT). Они исследовали 93 квазара.

Сначала выяснилась параллельность осей вращения некоторых групп квазаров.

Неслучайность этого факта, стала понятной, когда астрономы сопоставили направленность осей вращения с крупномасштабной структурой Вселенной. Галактики заполняют Вселенную, образуя что-то вроде гигантской паутины, в которой есть нити и узелки, а между ними – пустоты, где галактики встречаются редко. Ученые выяснили, что оси вращения квазаров, как правило, параллельны ориентации крупномасштабной структуры в той области пространства, где эти квазары расположены. Вероятность того, что такое совпадение является случайным, не превышает 0,01.

Один из авторов исследования Доминик Шлузе (Dominique Sluse) из Астрономического института имени Аргеландера (Argelander-Institut für Astronomie) в Бонне и Льежского университета  говорит: «Корреляция между ориентацией квазаров и структурой, которой они принадлежат – важное свойство, которое предсказывают численные модели эволюции Вселенной. Полученные нами наблюдательные данные впервые подтверждают этот эффект, причем на масштабах, значительно превосходящих те, на которых до сих пор наблюдались нормальные галактики».

О результатах своей работы ученые рассказали в статье, которая опубликована сегодня в журнале Astronomy & Astrophysics.