Мемория. Майя Плисецкая

20 ноября 1925 года родилась Майя Плисецкая, выдающаяся балерина и хореограф.

Личное дело

Майя Михайловна Плисецкая (89 лет) родилась в Москве. Ее отец, Михаил Эммануилович, был главой треста «Арктикуголь», а затем генконсулом СССР на норвежском Шпицбергене, где семья прожила несколько лет. Мать Плисецкой, Рахиль Михайловна Мессерер-Плисецкая, была актрисой немого кино. В 1938 году отца репрессировали, а затем расстреляли. Вскоре была арестована и мать будущей балерины. Вместе с сыном-грудничком ее отправили в Бутырскую тюрьму, поле чего выслали в Казахстан, в Акмолинский лагерь жен изменников Родины.

Чтобы Майю и ее брата не отдали в детдом, их удочерили тетя и дядя, танцовщики Большого театра Суламифь и Асаф Мессереры. В 1941 году они смогли получить разрешение, чтобы Рахиль вернулась в Москву. С сентября 1941-го по сентябрь 1942 года семья находилась в эвакуации в Свердловске, там же состоялось первое выступление Плисецкой с миниатюрой Михаила Фокина «Умирающий лебедь».

В 1943 году 18-летняя Майя окончила Московское хореографическое училище и была принята в труппу Большого театра. Из кордебалета юная балерина быстро перешла на сольные партии, во многом это произошло благодаря Агриппине Вагановой, которую Плисецкая позже называла своим лучшим педагогом.

В 1958 году вышла замуж за композитора Родиона Щедрина. В 1960 году, после ухода со сцены Галины Улановой, Плисецкая официально стала примой балета Большого театра. В 1971 году Щедрин написал балет «Анна Каренина», где Плисецкая танцевала главную партию и впервые выступила в качестве хореографа. В дальнейшем балерина ставила и другие балеты Щедрина, на премьерных показах исполняя в них главную партию.

В 1980-х годах семейная пара проводила много времени за границей. Майя Михайловна работала худруком Римского театра оперы и балета, а затем Испанского национального балета в Мадриде.

В 1990 году в возрасте 65 лет станцевала свой последний спектакль в Большом театре — «Даму с собачкой». Из-за разногласий с главным балетмейстером Юрием Григоровичем ушла из театра. В 1991 году Плисецкая и Щедрин перебрались в немецкий Мюнхен. За границей балерина продолжила сотрудничество с известными балетными коллективами, среди которых «Марсельский балет» Ролана Пети и «Балет XX века» Мориса Бежара. В 1994 году стала организатором Международного балетного конкурса «Майя» (Санкт-Петербург). В 1995 году в возрасте 70 лет дебютировала в специально написанном для нее мини-спектакле Бежара «Аве Майя». Живет с мужем в Москве и Мюнхене.

Чем знаменита

Майя Плисецкая — это целая эпоха в российском балете, один из его символов в России и за рубежом. По признанию критиков, в ее пластике танцевальное искусство достигает высокой гармонии. Легендарными стали ее прыжки и талант драматической актрисы.

Среди самых известных партий Плисецкой — Одетта и Одиллия в «Лебедином озере», Хозяйка медной горы в «Каменном цветке», Аврора в «Спящей красавице», Раймонда в одноименной работе Глазунова, Кармен в «Кармен-сюите» Родиона Щедрина.

О чем надо знать

Балерина много снималась на телевидении и в кино, что дает возможность увидеть ее на пике формы. Она играет в фильмах-балетах «Лебединое озеро» (1957), «Анна Каренина» (1975), «Хованщина» (1959), а также телеэкранизациях «Кармен» (1978), «Чайка» (1982), «Дама с собачкой» (1986). Кроме того о Плисецкой снят ряд документальных фильмов, среди которых «Майя Плисецкая» Василия Катаняна (1964), «Майя Плисецкая. Знакомая и незнакомая» Бориса Галантера (1987), «Майя» Сакагуши (2000), «Майя Плисецкая» Доминика Делюша (2000) и многие другие.

Прямая речь:

«Что вынесла я за прожитую жизнь, какую философию? Самую простую. Простую — как кружка воды, как глоток воздуха. Люди не делятся на классы, расы, государственные системы. Люди делятся на плохих и хороших. Только так. Кровожадные революционеры, исступленно клявшиеся, что на смену плохим людям наконец-то придут одни хорошие, брехали, врали. Плохих во все века было больше, много больше. Хорошие всегда исключение, подарок Неба». — Из книги «Я, Майя Плисецкая…».

«Я вам скажу без хвастовства: мне нечему завидовать. Господь дал мне способности и неплохие данные, в Большом театре я перетанцевала уйму балетов, у меня, похоже, мировая слава. И главное — у меня прекрасный муж, чего же мне еще желать?» — Из интервью.

На вопрос об отказе иметь детей ради карьеры балерины:

Плисецкая: Если бы у нас был даже один ребенок, у нас была бы другая жизнь. Мы бы заботились только о нем, думали только о нем, жили бы только ради него. А я тогда к такой жертвенности не была готова. Рождение ребенка — это минимум один пропущенный год карьеры. Я была не уверена в том, что, испортив фигуру и пропустив год, смогла бы вернуться на сцену. Риск был огромен. И я не рискнула!

Щедрин: Да, Майя несколько раз подвергала себя операции. И мы думали: ну, сейчас оттанцует эту премьеру — жалко же упускать возможность, Майя так замечательно это делает! А потом посмотрим… Ну что теперь говорить о том, чего нет! А еще… Я вижу по многим своим друзьям: как мало у них получилось удачных детей. В особенности у тех, кто очень занят. Вот если бы родился Моцарт, тогда имело смысл рисковать. Но как угадать?..

6 фактов о Майе Плисецкой

  • Родиона Щедрина и Майю Плисецкую познакомила муза Маяковского Лиля Брик. «Когда я впервые увидела его — в гостях у Лили Брик, — ему было 22 года. Он был красив и неординарен! Когда он играл «Левый марш», я сквозь музыку словно услышала слова: «Кто там шагает правой? Левой! Левой! Левой!». Он замечательно играл в тот вечер: и свои вещи, и Шопена. Играл так, как я никогда в жизни не слышала», — вспоминала балерина.
  • Плисецкая написала мемуары: «Я, Майя Плисецкая…» и «Тринадцать лет спустя» Щедрин является автором «Автобиографических записей».
  • Плисецкая любит пиво и селедку, которую величаво называет селеда. Также балерина обожает футбол.
  • На вопрос о том, как ей удается быть стройной, она однажды заявила: «Меньше жрать. Другой способ хорошо выглядеть человечество еще не придумало».
  • Майя Плисецкая одевается у Пьера Кардена, с которым познакомилась в 1971 году. Он также является автором нескольких сценических костюмов балерины.
  • «У меня травмы были всегда, без них не проходило ни одного сезона. Первая моя травма — колено, мне было всего 13-14 лет. Оно до сих пор у меня не в порядке. У меня было время, когда я два года не прыгала. После этого станцевала "Дон-Кихот", который заснят на пленке, черно-белой». — Из интервью «Коммерсанту» в 1998 году.

 

Материалы о Майе Плисецкой:

Статья о Майе Плисецкой в Википедии

Справка на РИА Новости

Биографическая справка на «Ленте.ру»

Интервью «Комсомольской правде»