Адрес: https://polit.ru/news/2014/12/04/perelman/


04 декабря 2014, 00:00

Мемория. Яков Перельман

4 декабря (22 ноября) 1882 года родился Яков Перельман, выдающийся популяризатор науки. 

Личное дело

Яков Исидорович Перельман (1882 – 1942) родился  в городе Белосток Гродненской губернии (ныне на территории Польши). Его отец был счетоводом на одной из городских фабрик. Когда Якову Перельману был год, отец умер. Мать, учительница начальной школы, воспитывала двух сыновей одна, подрабатывая частными уроками. Яков окончил Белостокское реальное училище в 1901 году и поступил в Лесной институт в Санкт-Петербурге (ныне Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет).

Еще студентом Яков Перельман начинает публиковать очерки об астрономии и физике в журнале «Природа и люди». В 1908 году Перельман защитил дипломную работу тему: «Старорусский казенный лесопильный завод. Его оборудование и работа». Ученый совет факультета постановил «отгектографировать описание завода, составленное студентом Я. Перельманом, для рассылки оного описания с приложением чертежей всем казенным лесопильным заведениям империи в качестве образца тщательной разработки, пригодной для практических надобностей».

Получив диплом, Яков Перельман отказался от нескольких предложений работать лесным управляющим. К этому моменту он уже четыре года был ответственным секретарем журнала «Природа и люди», успел написать десятки научно-популярных очерков, статей и заметок, а также получить опыт редакторской работы. В 1913 году вышла первая книга Перельмана «Занимательная физика», выдержавшая затем только при жизни автора тринадцать изданий. За ней последовали множество других книг.

В 1920-х года Яков Перельман также работал преподавателем физики и математики в Петроградском рабочем политехникуме, Псковском педагогическом институте,  Петроградском коммунистическом университете, Петроградском энерготехникуме,  Высшем военно-морском училище, на рабфаке Петроградского педагогического института. По заданию Наркомпроса РСФСР Перельман Работал над составлением новых учебников по математике и физике. Их он написал 18, в том числе: «Новый задачник к краткому курсу геометрии», «Новый задачник по геометрии», «Хрестоматия-задачник по начальной математике», «Таблицы и правила для вычислений», «Физическая хрестоматия».

Когда в 1918 году в России была введена метрическая система, Перельман уделил немало времени разъяснению ее широкой публики и демонстрации ее преимуществ. Этому посвящены его работы «Новые и старые меры. Метрические меры в обиходной жизни, их преимущества. Простейшие приемы перевода в русские», «Метрическая система. Обиходный справочник», «Азбука метрической системы» выходившие в 1920-х годах массовыми тиражами. В 1930-е годы Яков Перельман работал в ленинградском отделе издательства «Молодая гвардия», где благодаря ему увидели свет немало научно-популярных книг целой группы авторов.

Умер Яков Перельман от голода в блокадном Ленинграде 16 марта 1942 года.

Чем знаменит

Книги Якова Перельмана составили золотой фонд отечественной научно-популярной литературы. Перельману принадлежит более 80 книг, самые известные из которых «Занимательная физика», «Занимательная геометрия», «Знаете ли вы физику», «Живая математика», «Занимательная алгебра», «Занимательные задачи и опыты», «Занимательная механика», «Физика на каждом шагу». Тиражи книг Перельмана составляли 12 миллионов экземпляров уже к 1973 году. Они были переведены на десятки языков от английского до хинди.

О чем надо знать

15 октября 1935 года в Ленинграде по инициативе Я. И. Перельмана был открыт Дом занимательной науки. Он находился в доме 34 на набережной Фонтанки, в правом флигеле дворца Шереметевых. Перельман стал научным руководителем Дома занимательной науки и подготовил в нем экспозиции по физике, математике и астрономии. Главной идеей Перельмана, новой для того времени, было вовлечение непосредственное участие посетителей музея в его работе. Их призывали запускать модели, наблюдать за действием физических приборов, «общаться» с удивительными механизмами, способными отгадать задуманное число. Но опасения, что школьники будут ломать экспонаты, Перельман отвечал: «Это же очень хорошо, что ломают! Стало быть, интерес к экспонату не угасает. Если перестанут ломать, значит, он перестал впечатлять. Делайте экспонаты рукоупорными, вот и все!». Сотрудники разработали планы тематических экскурсий, во время которых помогали посетителям узнавать новое. Лишь за первый год работы Дом занимательной науки посетило 50 тысяч человек. В наши дни подобные интерактивные научно-популярные экспозиции перестали быть редкостью. Но ленинградский Дом занимательной науки был одним из первых не только в СССР, но и в мире. После начала войны большинство сотрудников Дома занимательной науки ушли на фронт, и он был закрыт. Во время блокады погибла большая часть экспонатов.

Прямая речь

«Мы рано перестаем удивляться, рано утрачиваем способность, которая побуждает интересоваться вещами, не затрагивающими непосредственно нашего существования. То, что живо занимало нас, когда нам «были новы все впечатления бытия», перестает привлекать внимание, становясь привычным. Вода была бы, без сомнения, самым удивительным веществом в природе, а Луна – наиболее поразительным зрелищем на небе, если бы то и другое не попадалось на глаза слишком часто. Привычка угашает интерес; на явлениях, совершающихся вокруг нас поминутно, трудно даже сосредоточить внимание. Находить в старом новое – удел гения. «Открыть спутники Юпитера, фазы Венеры, пятна на Солнце мог каждый, имеющий телескоп, досуг и прилежание, – писал Лагранж о Галилее. – Но нужен необыкновенный гений для вывода законов из явлений, беспрестанно наблюдаемых и, однако, никем не объясненных» (имеется в виду установление Галилеем законов падения тел). В падении яблока Ньютон усмотрел предмет для глубоких размышлений, приведших к открытию мирового закона. Но сколько людей видят падающие вещи, ничуть не задумываясь над этим явлением. Привыкли даже к парашюту и не удивляются падению живого человека с облаков на землю. Чтобы преодолеть косность рутинного мышления, чтобы привлечь внимание к чересчур знакомым предметам, надо показать их в новом свете, раскрыть незнакомые стороны. Вещь, падающая сверху вниз, – не диковинка; другое дело парашют, взлетающий снизу вверх, или предмет, сам взбирающийся вверх по уклону, или хотя бы вещь, которая не падает, будучи оставлена без опоры. Такие парадоксы подстрекают любознательность, обостряют интерес, а где есть интерес, там широко открыты ворота для новых восприятий, новых знаний».           Яков Перельман

«Как можно заставить цифры говорить? Только путем неожиданного сравнения. Допустим, например, вы запомнили, что ближайшая звезда Альфа Центавра отстоит от Солнца на столько-то и столько-то биллионов верст; это еще пока нисколько не обогащает ваших знаний. Другое дело запомнить следующее сравнение: если лампа в вашей комнате в Москве изображает Солнце, а орех в сажени от нее – Землю, то, согласно этому масштабу, лампу – Альфа Центавра надо бы поместить в... Петербурге! Вот теперь вы действительно получили надлежащее представление о масштабе, по которому построена звездная Вселенная».         Яков Перельман

«Прошел курс учения, не оставаясь на второй год ни в одном из классов. Обстановка, окружавшая с самого раннего детства Перельмана, благоприятствовала его правильному развитию. Мать Перельмана – учительница по профессии, вполне знакома с правильными приемами начального обучения, умелою рукою направляла первые шаги своего сына на школьном пути, укоренив в нем очень рано твердое сознание необходимости труженической жизни. При таких условиях Перельману, одаренному отличными способностями, нетрудно было проходить курс учения средней школы. Отличаясь примерным трудолюбием и образцовой дисциплиной в отношении к своим ученическим обязанностям, Перельман всегда был в числе самых лучших учеников по успехам. Характером Перельман отличался весьма спокойным, ровным и тихим... За последние два года Перельманом прочитано значительное количество книг, из коих две трети научного содержания. По своему умственному развитию Перельман выделяется из среды своих товарищей».        Отзыв инспектора Белостокского реального училища об ученике Якове Перельмане (1901)

«Лесоводов-ученых у нас предостаточно, а вот людей, которые умели бы так писать о физике, как пишете Вы, нет вовсе. Мой вам настоятельнейший совет: продолжайте, обязательно продолжайте писать подобные книги и впредь».       Профессор Орест Хвольсон о первой книге Я. И. Перельмана

«Пододвинув к себе стопу очередной почты, Перельман взрезал пакеты и пробегал письма, перелистывал журналы и газеты, советские и зарубежные – английские, американские, немецкие, французские... И хотя все журналы и газеты, им просмотренные, были совершенно свежими и нетронутыми, он как будто открывал их именно там, где ожидал увидеть что-то интересное. И, найдя, обводил цветным карандашом, отмечал страницу закладкой или же брал карточку и быстро исписывал ее четким, крупным, каким-то школьным почерком. Не оборачиваясь, он доставал откуда-то из-за спины ящик, и карточка немедленно укладывалась на место. Смотреть на все это было не только интересно – увлекательно! Как будто перед тобой бесперебойно работает хорошо налаженная, отрегулированная интеллектуальная машина, безошибочно схватывающая, фиксирующая, выбирающая, сортирующая.»     Писатель Лев Разгон о Перельмане

12 фактов о Якове Перельмане

  • Старший брат Якова Перельмана Осип стал известным писателем и драматургом. Публиковался под псевдонимом Осип Дымов, взятым из чеховской «Попрыгуньи».
  • Первой публикацией Якова Перельмана стал очерк «По поводу ожидаемого звездного дождя», напечатанный газетой «Гродненские губернские ведомости» 23 сентября 1899 года. Семнадцатилетний Перельман рассказывал в нем читателям о периодических метеорных потоках.
  • В институтском дипломе Якова Перельмана была всего одна четверка – по плодоводству.
  • В 1900-е годы Перельман печатался в журнале «Природа и люди» очень активно, часто ему принадлежало несколько материалов в одном номере. Поэтому он использовал целый ряд псевдонимов: «Я. П.», «Я. Л-ой», «Я. Лес-ной», «Я. Лесной», «Я. Л-ной», «П. Я-в», «Я. Недымов» «Цифиркин», «П. Рельман» и «-я».
  • По инициативе Перельмана у журнала «Природа и люди» появилось приложение «Мир приключений», где публиковались художественные произведения приключенческого, научно-фантастического и детективного жанров. Материал для сборника Перельман отыскивал в зарубежных журналах. Некоторые рассказы владевший пятью языками Перельман переводил сам.
  • В 1916 году, участвуя в работе Особого совещания по топливу, Яков Перельман предложил перевести стрелку часов на час вперед, чтобы сэкономить дефицитное топливо. Позднее это предложение было реализовано при введении декретного времени.
  • В одной из книг Яков Перельман предложил новый вариант игры «Морской бой», где каждый из участников делает не по одному выстрелу, а по три подряд.
  • В 1931-1933 годах Перельман совместно с инженером Штерном работал в ленинградском отделение Группы по изучению реактивного движения над проектом первой советской противоградовой ракеты.
  • Когда в 1934 году Ленинград посетил Герберт Уэллс, выяснилось, что писатель читал английское издание «Занимательной физики» и нашел там место,  где Перельман доказывает, что человек-невидимка был бы неспособен ничего видеть сам, так как световые лучи проходили бы сквозь него. При встрече Уэллс признал правоту Перельмана.
  • В статье «Что такое занимательная наука» Я. И. Перельман перечисляет более десятка приемов изложения, полезных для авторов научно-популярной литературы: использование неожиданных сопоставлений, привлечение примеров и задач из художественной литературы, легенд и сказаний, экскурсы в область истории науки, использование математических игр, фокусов, головоломок и других развлечений, обсуждение житейских ситуаций, приведение примеров применения математики в цирке, кино и так далее.
  • Перельман прочитал более дух тысяч популярных лекций. В блокадном Ленинграде Перельман читал лекции для разведчиков об ориентации на местности без приборов. Они оказались особенно нужными для моряков, сошедших с кораблей на сушу и не проходивших пехотной подготовки.
  • Знаменитый современный математик Григорий Яковлевич Перельман не приходится сыном Якову Перельману, как это иногда утверждают.

  

Материалы о Якове Перельмане

Статья о Якове Перельмане в русской Википедии

Г. Мишкевич. Доктор занимательных наук. Жизнь и творчество Якова Перельмана.

Книги Якова Перельмана

Н. Карпушина. Яков Перельман: штрихи к портрету