18 ноября 2018, воскресенье, 11:37
Facebook Twitter VK.com Telegram

Ученые извлекли из пергамента ДНК и определили породу овец

Шотландская черномордая овца
Donald Macleod/Wikimedia Commons

Исследователи из Университета Йорка и Тринити-колледжа в Дублине изучили ДНК из двух небольших образцов пергамента, которые датируются рубежом XVII – XVIII веков. Полученная информация позволила им установить породу овец, из кожи которых был сделан пергамент.

В Центре масс-спектрометрии (Centre for Excellence in Mass Spectrometry) в Йорке из двух фрагментов размером два на два сантиметра извлекли образцы белка коллагена. В Тринити-колледже была извлечена ДНК. В результате выяснилось, что один из образцов был сделан из шкуры овцы старой североевропейской короткохвостой породы, которая была широко распространена в Йоркшире в XVII веке. К этой породе восходят современная шотландская черномордая овца (Scottish Blackface), самая распространенная в Великобритании, а также суэйделская и порода раф-фелл. Из российских пород овец этим овцам родственна романовская порода.

Другой образец был сделан из овцы, выращенной в регионе Мидлендс в XVIII веке, где в то время в результате успешных экспериментов Роберта Бэкуэлла (1725–1795) была выведена улучшенная порода овец, распространившаяся оттуда по Англии, а затем попавшая в Америку и Австралию, где стала предком местных пород. Сейчас эта порода известна как английская лестерская длинношерстная овца (English Leicester sheep). Деятельность Бэкуэлла по улучшению пород овец, коров и лошадей была одним из источников, которые вскоре помогли Дарвину сформулировать теорию отбора.

Осуществившие анализ ученые подчеркивают важность не столько определения овец, из которых были сделаны данные конкретные образцы, сколько появления нового метода, который поможет получить обширную информации об истории животноводства в Европе. Профессор Мэтью Коллинз (Matthew Collins) из отделения археологии Университета Йорка, возглавляющий исследовательский центр BioArCh, говорит: «Этот пилотный проект показывает, что пергаменты представляют собой удивительный ресурс. Есть миллионы образцов, хранящихся библиотеках, архивах и у частных коллекционеров. Они могут дать нам важные данные о происхождении животного и, используя их, мы можем получить огромное количество информации о развитии сельского хозяйства на Британских островах. С помощью такого захватывающего дух ресурса мы сможем понять историю сельского хозяйства в течение последней 1000 лет».

До массового распространения бумаги пергаменты служили основным материалом для юридических документов. Эта функция обеспечивала надежное хранение пергамента. Поэтому, в отличие от костных останков, исследователями не придется устраивать раскопки с целью отыскать пергаменты. Они уже собраны в многочисленных архивах. К тому же на многих документах имеется дата, а время написания недатированных можно определить методами палеографии, что точнее и дешевле, чем радиоуглеродный анализ.

Результаты исследования опубликованы в журнале Philosophical Transactions of the Royal Society B.