Компания Rolls-Royce представила концепт виртуального капитанского мостика

Британская компания Rolls-Royce продолжает удивлять поклонников своими инновационными идеями. Вдохновленные космическими кораблями из научно-фантастических фильмов, они представили концепт виртуального капитанского мостика, который представляет собой симбиоз классического судна и роботизированного корабля. Новая разработка должна стать новой вехой в судостроении и, по утверждению самой компании, скоро вполне воплотится в реальность.

Проект VTT и Rolls-Royce Marine получил название Future Operator Experience Concept (oX). За аббревиатурой oX скрыт капитанский мостик, объединенный с центром управления с дополненной реальностью. Дополненная реальность (augmented reality, AR) – среда с прямым или косвенным дополнением физического мира цифровыми данными в режиме реального времени при помощи разнообразных компьютерных устройств. Даже с этим пояснением звучит довольно загадочно, однако осознать нужно только то, что классическая палубная надстройка с приборами управления не имеет ничего общего с концептом капитанского мостика oX.

ОX будет транслировать на всю поверхность окон-дисплеев капитанской рубки запрашиваемые данные об окружающей среде и состоянии корабля, показывать потенциально опасные маршруты и обмениваться этой информацией с диспетчером или другими судами. Такой удаленный мониторинг уже сейчас используется компанией в центрах управления в Олесунне (Норвегия) и Рауме (Финляндия). Он позволяет контролировать бортовое оборудование на кораблях и нахождение судов во всем мире в режиме реального времени.

ОX может работать как навигатор и предоставлять капитану корабля детальный план маршрута, который тут же будет отображаться на мониторе перед ним. Так же система может контролировать причаливание судна к платформе, координировать движение корабля в случае возникновения проблемы и компенсировать сбои в работе оборудования.

Так как система oX предназначена в первую очередь для использования на больших грузовых судах, которые перевозят контейнеры между портами и нефтяными платформами, она даже может самостоятельно передвигать контейнеры, загружаемые на палубу, до необходимой точки их укладки.

В любой момент контроль операций может переключаться между капитаном, автономной системой и береговым центром управления по желанию. Все эти меры позволят повысить безопасность и эффективность морских грузоперевозок и путешествий.

При этом концепт oX это нечто гораздо большее, чем обыкновенный автопилот, это еще и автономная система, подстраивающаяся под каждого члена командного состава. Сейчас, когда требования к современным судам становятся все более жесткими, а компромиссные решения этих проблем увеличивают нагрузку на экологическую систему, еще труднее найти и подготовить грамотный экипаж, готовый к тому же совершать многомесячные морские путешествия. Решение этих проблем требует сложных интерактивных систем обмена большими объемами информации и глобального усложнения системы управления, которые закономерно приведут к появлению абсолютно автономных судов, которые будут обходиться без экипажа вовсе. Специалисты из Rolls-Royce Marine считают, что подобные автономные системы – это основной путь к сокращению затрат, повышению безопасности и экологичности кораблей будущего.

В Rolls-Royce надеются, что технология oX станет предтечей морских автоматизированных судов, которые будут плавать через десять лет. Так же компания опубликовала серию новых 3D-моделей робо-кораблей будущего, в том числе судна-перевозчика природного газа и грузового контейнерного корабля.