26 сентября 2018, среда, 12:09
Facebook Twitter VK.com Telegram

10 февраля 2015, 12:04

После слияния двух звезд на небе вспыхнет сверхновая

Центральная часть планетарной туманности Henize 2-428
Илл.: ESO/L. Calçada

Астрономы обнаружили тесную систему из двух звезд – белых карликов. Масса этих звезд столь велика, что, когда они сольются в одну, то неминуемо произойдет вспышка сверхновой звезды. Правда, ждать этого момента придется еще 700 миллионов лет.

Коллектив ученых под руководством Мигеля Сантадер-Гарсия (Miguel Santander-García) из Национальной астрономической обсерватории Испании исследовал ассиметричную планетарную туманность Henize 2-428. Планетарные туманности возникают, когда звезда – красный гигант – сбрасывает внешнюю оболочку. В результате появляется облако ионизированного газа, окружающее белый карлик. Большинство планетарных туманностей симметричны и имеют сферическую форму. Однако существуют исключения, ассиметричные планетарные туманности, природа которых и интересовала астрономов.

Когда астрономы воспользовались Очень Большим Телескопом ESO (The Very Large Telescope) для наблюдений за центральной областью туманности Henize 2-428, они поняли, почему туманность имеет столь странную форму. Оказалось, что в центре ее находится не один белый карлик, а система из двух звезд, вращающихся вокруг общего центра масс. Масса каждой из этих звезд немного меньше массы Солнца, но когда они соединятся, а это неминуемо произойдет, общая масса достигнет 1,8 солнечной. Однако, как установил индийский астрофизик Субраманьян Чандрасекар, масса белого карлика не может превышать 1,44 солнечной (так называемый предел Чандрасекара). Поэтому после соединения двух этих звезд произойдет гравитационный коллапс и звезда взорвется виде сверхновой. По расчетам ученых это произойдет через 700 миллионов лет.

Раньше астрономы лишь теоретически признавали возможность образования сверхновой звезды путем слияния двух белых карликов, примеры этого не наблюдались. Пара звезд в центре туманности Henize 2-428 наконец-то подтвердила существовавшие предположения.

Статья, рассказывающая об этом открытии, опубликована в журнале Nature.