23 апреля 2018, понедельник, 10:34
Facebook Twitter VK.com Telegram

Два необычных млекопитающих жили в эпоху динозавров

Agilodocodon scansorius (на дереве), Castorocauda lutrasimilis (в воде) и Docofossor brachydactylus
April I. Neander/University of Chicago

Палеонтологи обнаружили в Китае останки, возможно, первых в истории млекопитающих, живших в норах и лазающих по деревьям. Эти находки показывают, что, не смотря на доминирование динозавров, в их эпоху существовали вполне процветающие в своей экологической нише виды млекопитающих.

В журнале Science были опубликованы две статьи ученых из Музея естественной истории в Пекине с описанием находок ранних млекопитающих. В одной из них рассказывает о существе под названием Agilodocodon scansorius, жившем 165 миллионов лет назад. По мнению авторов статьи, это было первое млекопитающее, которое научилось карабкаться на деревья.  Герой другой статьи зовется Docofossor brachydactylus. Он на пять миллионов лет младше. Возможно, он стал первым представителем своего класса, роющим норы.

Окаменевшие останки обоих видов были найдены несколько лет назад крестьянами в богатой ископаемыми сланцевой формации Тяоцзишань на северо-востоке Китая. Они были получены работниками музея в виде сланцевых плит с включениями окаменевших костей. Помня о нередких спорах о подлинности некоторых палеонтологических находок в Китае, ученые провели геологический анализ образцов, чтобы удостовериться в их происхождении из Тяоцзишань, а также исследовали найденных в них беспозвоночных юрского периода. Затем они исследовали строение окаменевших животных, используя компьютерную томографию.

Agilodocodon scansorius был длиной около 13 сантиметров от головы до хвоста и весил около 27 граммов, то есть размером примерно с домовую мышь. Внешне он напоминал белку, но с вытянутой мордой. Имел изогнутые длинные когти и гибкие голеностопные и запястные суставы, характерные для современных лазающих видов, таких как белки и обезьяны. Его передние зубы были слегка заострены, что привело исследователей к выводу, что он был способен прогрызать кору деревьев, чтобы питаться вытекающей камедью или соком.

Второй вид, Docofossor brachydactylus, был поразительно похож на современных африканских златокротов из рода Amblysomus – небольших животных, живущих под землей. Его длина была около 7 сантиметров, а вес приблизительно 16 граммов. Пальцы этого животного были идеально приспособлены для копания. Интересно, что, в отличие от большинства млекопитающих, его пальцы состояли всего из двух, а не трех фаланг, поэтому были более короткими, но и более широкими.