18 февраля 2018, воскресенье, 06:30
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

24 марта 2015, 11:57

Астрономы раскрыли загадку звезды XVII века

Новая Лисички рядом с созвездием Лебедя (рисунок Гевелия)

Спустя более 340 лет после вспышки новой звезды в созвездии Лисички астрономы сумели определить ее природу. Об этом сообщается в пресс-релизе Европейской Южной обсерватории.

Новая звезда была замечена 20 июня 1670 года в области, соответствующей нынешнему созвездию Лисички. Во время максимальной яркости она достигала 2,6 звездной величины. Новую звезду наблюдали Гевелий и Кассини. После нескольких лет она постепенно потускнела и перестала быть видна сначала невооруженным глазом, а затем в оптические телескопы. Остаток новой звезды был обнаружен в 1982 году.

Долгое время ученые считали, что в 1670 году произошла так называемая вспышка новой звезды – резкое увеличение светимости в ходе эволюции двойной системы из белого карлика и звезды-компаньона. Однако теперь наблюдения, выполненные на телескопе APEX и других инструментах, показали, что в 1670 году произошло куда более редкое явление – столкновение звезд.

О новом исследовании загадочной звезды рассказывает сотрудник ESO и Института радиоастрономии им. Макса Планка в Бонне (Германия) Томаш Каминьски (Tomasz Kamiński): «Мы попытались исследовать эту область неба на субмиллиметровых волнах и в радиодиапазоне. И обнаружили, что окрестности остатка звезды заполнены холодным газом, богатым молекулами и отличающимся крайне необычным химическим составом». Общая масса вещества и его изотопный состав значительно отличаются от того, что можно было бы ожидать от остатка новой звезды. В результате астрономы предположили, что все это образовалось в результате так называемого «красного транзиента» (red transient). Во время этого редкого события звезда взрывается в результате поглощения другой звезды, выбрасывая в окружающее пространство вещество из своих недр. После взрыва остается слабый остаток звезды, погруженный в холодную среду, богатую молекулами и пылью. Случай в созвездии Лисички идеально соответствует таким условиям.

Результаты исследования изложены в журнале Nature.