13 ноября 2018, вторник, 04:00
Facebook Twitter VK.com Telegram

13 мая 2015, 15:35

Открыт новый тип шаровых звездных скоплений

Галактика Centaurus A и шаровые скопления вокруг нее
ESO

Европейская Южная обсерватория (ESO) сообщила об обнаружении нового типа шаровых звездных скоплений. Астроном Мэтт Тейлор (Matt Taylor) и его коллеги исследовали 125 шаровых скоплений, расположенных в окрестностях гигантской эллиптической галактики Centaurus A. Благодаря приемнику FLAMES, установленному на Очень Большом Телескопе ESO в обсерватории Паранал на севере Чили, астрономы смогли определить массы этих скоплений и найти зависимость «масса – светимость». Приемник FLAMES позволяет получить информацию о движениях звезд в скоплении. Таким образом можно оценить силу гравитационного поля скопления, а значит и массу, соответствующую такому притяжению — астрономы называют ее динамической массой.

Свойства большинства шаровых скоплений совпали с предсказаниями ученых, но выяснилось, что есть ряд скоплений, нарушающих закономерность. Они были значительно более массивными, чем можно было бы предположить по их яркости. Причина этого остается неясной. Среди возможных объяснений – присутствие внутри этих скоплений черных дыр или других невидимых остатков звезд или же наличие там темной материи. Один из авторов исследования Томас Пузиа (Thomas Puzia) говорит: «Наше открытие звездных скоплений с массами, не соответствующими наблюдаемому количеству звезд в них, означает, что, возможно, существуют различные семейства шаровых скоплений, отличающихся историей своего образования. По всей видимости, некоторые звездные скопления выглядят как обычные шаровые, а на деле в них есть что-то, чего мы пока не видим». Теперь астрономы намерены попытаться найти подобные шаровые скопления и в других галактиках.

Результаты исследования опубликованы в Astrophysical Journal.