20 сентября 2018, четверг, 12:30
Facebook Twitter VK.com Telegram

Всего 12 тысяч лет назад большерогие олени жили в центре Европы

Большерогий олень
Илл.: Charles R. Knight, 1906

Группа ученых во главе с Иоханнесом Краузе из Института археологических наук Тюбингенского университета сумела извлечь митохондриальную ДНК из костных останков оленей возрастом 12 тысяч лет. Два образца костей были найдены в пещерах горного массива Швабский Альб на юге Германии.

При помощи технологии гибридизационного обогащения и секвенирования нового поколения ученые смогли выделить почти полные митохондриальные ДНК из обоих костей. В результате они обнаружили их идентичность с ранее полученными образцами из Камышловского района Свердловской области и из ирландской деревни Киллаваллен, принадлежавшими большерогому оленю (Megaloceros giganteus).

Самые поздние останки этого животного, найденные в Западной Сибири, имеют возраст 7700 лет, но до последнего времени считалось, что в Центральной Европе большерогие олени вымерли значительно раньше. Теперь исследователи полагают, что фрагменты костей большерогого оленя попадались палеонтологам и раньше, но их принимали за кости лося.

Также ученые установили близость митохондриальных ДНК большерогого оленя и других современных и ископаемых представителей семейства оленевых. Наиболее близкой по данным этого анализа к большерогому оленю оказалась европейская лань (Dama dama). Это надежно подтверждает гипотезу, что роды Dama и Megaloceros происходят от общего предка. Ранее ближайшим родственником большерогого оленя считали европейского благородного оленя (Cervus elaphus), так как он наиболее близок по размеру.

Был проведен и изотопный анализ найденных костей. Его результаты ученые сопоставили с данными о содержании тех же изотопов в костях благородного оленя и северного оленя в течение последнего ледникового периода. Оказалось, что в начале пропорции углерода-13 и азота-15 в костях всех трех видов были существенно отличались. Это указывает на разный рацион животных. В конце последнего оледенения содержание изотопов сближается, а значит и питание оленей стало сходным. Ученые предполагают, что необходимость конкурировать за пищу с другими видами могла стать одной из причин вымирания большерогих оленей.

Исследование опубликовано в журнале Science Reports.