22 сентября 2018, суббота, 06:10
Facebook Twitter VK.com Telegram

Микробы из океанских глубин удивили исследователей

Hiroyuki Imachi/JAMSTEC

Ученые провели бурение осадков на океанском дне и добыли образцы микроорганизмов, живущих на глубине 2466 метров под дном океана. Как ни странно, они оказались близкими родственниками хорошо известных микробов, обитающих в почве лесов.

Образцы были добыты при помощи специально оборудованного судна недалеко от северо-восточного побережья Японии. Около 23 миллионов лет назад, по словам ученых, там была прибрежная территория, богатая лагунами и заболоченными низменностями, подобная некоторым участкам современного побережья Флориды. Но потом из-за дрейфа континентов она постепенно погрузилась и была покрыта донными осадочными породами. Сейчас там есть богатые залежи угля. При добыче образцов учеными предприняли особые меры, чтобы не загрязнить их бактериями с поверхности.

В результате он выяснили, что кубический сантиметр глубоководных отложений содержит от 10 до 10000 клеток (в таком же объеме обычной почвы с улицы миллиарды микроорганизмов). Исследователи инкубировали эти микроорганизмы при температуре 40° C и присутствии угольной пыли. Выяснилось, что эти бактерии питаются углем и продуцируют метан. По словам одного из авторов исследования Фумио Инагаки из Японского агентства морской геологии и технологии в Йокосуке, результаты исследования доказывают, что микробная жизнь присутствует в осадках даже на глубине 2,5 км ниже дна океана.

Чтобы узнать больше об этих микроорганизмах, ученые сравнили их генные последовательности с последовательностями микробов, живущих в других местах. К удивлению исследователей, глубоководные микробы генетически были очень похожи на современных микробов, которые обитают в лесной почве. Микробиолог Дженифер Биддл из Университета штата Делавэр, комментируя результаты исследования, призналась, что испытывает некоторое замешательство, так как ожидалось, что на таких глубинах попадутся более экзотические организмы. «Это все равно, что отправиться на Плутон и увидеть там Макдональдс», - говорит Дженифер Биддл.

Результаты исследования представлены в журнале Science.