22 сентября 2018, суббота, 00:22
Facebook Twitter VK.com Telegram

05 августа 2015, 15:13

Раскрыта тайна дождевых червей

Дождевой червь

Исследователи смогли ответить на давно интересовавший их вопрос, почему дождевые черви неуязвимы к содержащимся в растениях ядам. Опавшая листва и другие отмершие части растений составляют пищу дождевых червей. За год в мире дождевые черви пропускают через свою пищеварительную систему 35 миллиардов тонн растительных остатков, играя важную роль в формировании почвы. Но большинство растений содержит в себе токсины, возникшие в ходе эволюционной конкуренции с травоядными животными, причем многие из этих токсинов сохраняются в листьях и стеблях и после их отмирания. Однако дождевым червям они не наносят вреда.

Распределение дрилодефенсинов в пищеварительноой системе дождевого червя. Илл.: Dr. Manuel Liebeke/Max Planck Institute

Причины этого выяснили Мануэль Либеке (Manuel Liebeke) и Джейкоб Банди (Jakob Bundy) из Имперского колледжа Лондона. Они обнаружили в пищеварительной системе молекулы, которые нейтрализуют полифенолы – частые компоненты растительных токсинов. Для этого они изучили пищеварительные тракты 14 видов червей. Обнаруженные молекулы ученые назвали «дрилодефенсинами» (drilodefensin, от греч. δρῖλος «дождевой червь»). Исследователи подсчитали, что дрилодефенсинов так много, что у каждого стоящего на земле человека под ногами по крайней мере килограмм этих веществ, в живущих в почве дождевых червях. Дрилодефенсины относятся к поверхностно-активным веществам. Основной их компонент (2-гексил-5-этил-фуран-3-сульфонат) действует подобно используемым в быту веществам, таким как лаурилсульфат натрия. Он уменьшает осаждения растворимого белка полифенолов и при этом не влияет на работу пищеварительных ферментов червя. Чтобы проверить роль обнаруженных веществ, ученые посадили червей на богатую полифенолами диету и вскоре обнаружили, что выделение дрилодефенсинов в их организме увеличилось.

Исследование опубликовано в журнале Nature Communications.