15 августа 2018, среда, 08:56
Facebook Twitter VK.com Telegram

Паразиты помогают крысам сохранить память

В журнале Brain, Behavior, and Immunity опубликована статья, авторы которого обнаружили, что паразитические черви предохраняют крыс от расстройств памяти. Исследование провели Лорен Уильямсон (Lauren L. Williamson) и ее коллеги из Университета Дьюка.

В эксперименте участвовали 30 крыс, половина из которых была инфицирована паразитом Hymenolepsis diminuta – ленточным червем из отряда циклофиллид (Cyclophyllidea). Всех крыс, как имевших в организме паразита, так и свободных от него, исследователи вскоре после рождения заражали легкой формой бактерии кишечной палочки (Escherichia coli), чтобы стимулировать иммунный ответ. Через некоторое время для усиления иммунного ответа крысам вводили липополисахарид. Это вещество служит компонентом бактериальной клеточной стенки, и именно на него реагирует иммунная система организма. Ученые рассчитывали вызвать гиперактивный иммунный ответ в организме грызунов.

Обычно в организме крыс при проникновении инфекции увеличивается производство сигнальной молекулы интерлейкина-1бета. Хотя это вещество в небольших количествах необходимо для правильной работы мозга, повышение его концентрации вызывает когнитивные расстройства и связано с рядом нервных болезней. Но их симптомы проявляются при вторичном заражении, когда иммунная система уже готова встретить инфекцию. Чтобы доказать, что расстройства вызваны именно реакцией на интерлейкин-1бета, а не разрушительной деятельностью самих бактерий, ученые во второй раз вводили в организм крыс не бактерий, а только липополисахарид.

Для проверки памяти крыс сначала помещали в коробку, где они получали удар электрическим током. Через сутки их снова возвращали на прежнее место. Как оказалось, крысы, в организме которых были паразитические черви, узнавали обстановку и застывали в страхе, ожидая возможного удара током. Из крысы, лишенных паразитов, так себя вела лишь половина. Для контроля исследователи провели этот опыт с крысами, не имевшими ни паразитических червей, ни иммунной реакции на липополисахарид. Они также вспоминали обстоятельства удара током и вели себя осторожно. Интересно, что крысята, матери которых были заражены паразитическими червями, сохраняли память, даже если сами червей не имели.