19 марта 2024, вторник, 11:23
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

14 сентября 2015, 13:54

Нейтрино снабжают Вселенную фтором

NASA/JPL-Caltech/O. Krause

Астрономы Катерина Пилачовски (Catherine Pilachowski) из Университета Индианы и Кэмерон Пейс (Cameron Pace) из Южного университета Юты обнаружили следы в спектрах 51 звезды следы фтористого водорода (HF). Исследователи полагают, что количество атомов фтора, обнаруженное ими столь велико, что его можно объяснить только действием нейтрино во время взрывов сверхновых.

При взрыве сверхновой в космос выбрасывается большое количество кислорода и неона – продуктов реакций ядерного синтеза в недрах звезды. Также излучается до 1058 высокоэнергетических нейтрино, который при столкновении с атомным ядром неона способны выбить из него протон, превратив его в ядро фтора. Существуют и другие процессы, которые могут служить источником фтора, но их интенсивность недостаточна для объяснения его распространенности в этих звездах. Результаты работы ученых изложены в статье, опубликованной в The Astronomical Journal.

Интересно, что ранее шведский астроном Генрик Йонссон (Henrik Jönsson) из обсерватории города Лунд и его коллеги обнаружили в другой выборке звезд значительно более низкое содержание атомов фтора. На основе этих данных исследователи пришли к выводу, что основным источником фтора служит синтез его из более легких элементов внутри звезд, а в окружающее пространство он попадает во время превращения звезд в красных гигантов, когда внешняя газовая оболочка звезды сбрасывается.

Верн Смит (Verne Smith) из Национальной оптической астрономической обсерватории (National Optical Astronomy Observatory) в Тусоне, Аризона, полагает, что важным источником фтора во Вселенной могут быть оба процесса. По его предположению, от половины до двух третей имеющегося фтора образовались во время взрывов сверхновых.