21 сентября 2018, пятница, 01:03
Facebook Twitter VK.com Telegram

29 октября 2015, 13:08

Молодые звезды открыты в центре Млечного Пути

ESO

Группа астрономов под руководством Иштвана Декани (Istvan Dékány) из Католического папского университета Чили (Pontificia Universidad Católica de Chile) обнаружила в центре нашей Галактики диск молодых звезд, скрытый за плотными пылевыми облаками, сообщается в пресс-релизе Европейской Южной обсерватории.

Открытие сделано благодаря наблюдениям широкоугольным телескопом VISTA, который делает многократные снимки центральных областей Галактики в инфракрасном диапазоне. «Центральная сферическая подсистема Млечного Пути — «балдж» — по общему мнению, состоит из огромного количества старых звезд. Но данные, полученные на телескопе VISTA, выявили совершенно новое — и по астрономическим стандартам, очень молодое — образование!» — говорит Иштван Декани.

Астрономы нашли в центре Млечного Пути 655 кандидатов в переменные звезды типа цефеид. Такие звезды, получившие название в честь звезды дельта Цефея, периодически пульсируют, значительно меняя свой блеск. Цикл таких изменений составляет от нескольких дней до нескольких месяцев. Соотношение светимости цефеид с их периодом определяется строгой формулой, найденной еще в 1908 году американской исследовательницей Генриеттой Ливитт. Данное свойство позволяет астрономам использовать цефеиды в качестве своеобразных маяков. Ориентируясь по их переменному блеску, можно вычислить расстояния до удаленных объектов.

При этом следует учитывать, что цефеиды делятся на два типа: классические цефеиды и цефеиды типа W Девы. Классические цефеиды моложе, а период их пульсации зависит не только от массы, но и от возраста звезды. Среди открытых в центре Млечного Пути звезд астрономы выделили 35 классических цефеид, которые оказались гораздо моложе, чем окружающие их звезды. «Все 35 обнаруженных классических цефеид моложе 100 миллионов лет. Самые молодые из них могут иметь даже возраст около 25 миллионов лет, и нельзя исключить возможного существования еще более молодых и ярких цефеид», — объясняет второй автор работы Данте Миннити (Dante Minniti), из университета Андреса Белло (Universidad Andres Bello) в Сантьяго, Чили. Учитывая этот факт, астрономы предположили, что в центральной части Млечного Пути существует ранее неизвестный источник новых звезд, постоянно действующий в течение последних 100 миллионов лет.

Поместив найденные цефеиды на карту, ученые проследили очертания совершенно нового структурного элемента Млечного Пути — тонкого диска из молодых звезд, пересекающего галактический балдж. Ранее этот компонент нашей Галактики оставался незамеченным, так как был скрыт плотными пылевыми облаками.

Об открытии рассказывается в статье, опубликованной в журнале The Astrophysical Journal Letters.