Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
8 декабря 2016, четверг, 17:07
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

ТЕАТР

РЕГИОНЫ

17 января 2016, 08:33

Мемория. Константин Станиславский

Константин Сергеевич Станиславский
Константин Сергеевич Станиславский

17 января 1863 года родился Константин Станиславский, режиссер, актер и театральный педагог.

 

Личное дело

Константин Сергеевич Станиславский (настоящая фамилия – Алексеев; 1863–1938) родился в Москве в многодетной семье известного промышленника Сергея Алексеева.

В 1878–1881 годах учился в гимназии при Лазаревском институте, затем служил в семейной фирме.

К сцене Константин приобщился уже в возрасте 14 лет: в семье увлекались театром, в московском доме был специально перестроенный для театральных представлений зал, а в имении Любимовке – театральный флигель. «Домашний театр» был известен как Алексеевский кружок; здесь подросток усиленно занимался пластикой и вокалом с лучшими педагогами. В процессе становления в качестве актера он ориентировался на артистов Малого театра – в числе его кумиров были Ленский, Музиль, Федотова, Ермолова. Играл атамана разбойников в оперетте «Графиня де ла Фронтьер», Флоридора в «Мадемуазель Нитуш», а также Нанки-Пу в комической опере «Микадо». Дебют его в классическом русском репертуаре состоялся в декабре 1884 года – на любительской сцене в доме купца Александра Карзинкина на Покровском бульваре под руководством артиста Малого театра Михаила Решимова была поставлена «Женитьба» Гоголя, в которой молодой актер сыграл Подколесина.

В 1886 году Константин Алексеев был избран членом дирекции и казначеем Московского отделения Русского музыкального общества и состоящей при нем консерватории. В ту же дирекцию входили Петр Чайковский, Сергей Танеев и Сергей Третьяков.

Вместе с певцом и педагогом Федором Комиссаржевским и художником Федором Соллогубом был разработан проект Московского Общества Искусства и Литературы (МОИиЛ). Толчком к созданию Общества послужила встреча с режиссером Александром Федотовым: в его спектакле «Игроки» Станиславский сыграл Ихарева; в дело были вложены личные средства актера, который тогда же взял для сцены фамилию Станиславский.

За десять лет работы на сцене МОИиЛ Станиславский стал известным актером. Его игру сравнивали с профессиональной, причем нередко в его пользу. Среди заметных ролей этого времени – Паратов в «Бесприданнице» и Звездинцев в «Плодах просвещения». Здесь же он впервые попробовал себя в режиссуре, поставив в 1889 году «Горящие письма» Петра Гнедича.

В январе 1891 года Станиславский официально стал руководителем режиссерской части – в этом качестве он поставил спектакли «Уриэль Акоста» (1895), «Отелло» (1896), «Польский еврей» (1896), «Много шума из ничего» (1897), «Двенадцатая ночь» (1897), «Потонувший колокол» (1898), в ряде которых сыграл.

Большое впечатление на театральную общественность, в том числе на Станиславского, произвели гастроли в России Мейнингенского театра, прошедшие в 1885 и 1890 годах. Они подсказали режиссеру идеи использования подлинных старинных или экзотических предметов, подвигли его к экспериментам со светом, звуком и ритмом. По его словам, в это время он искал «режиссерские приемы выявления духовной сущности произведения».

В 1897 году преподаватель драматического отделения Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества Владимир Немирович-Данченко пригласил Станиславского встретиться, чтобы обсудить ряд вопросов, касающихся состояния театра. По словам Станиславского, на этой встрече обсуждались «основы будущего дела, вопросы чистого искусства, наши художественные идеалы, сценическую этику, технику, организационные планы, проекты будущего репертуара, наши взаимоотношения». Был определен состав труппы – по преимуществу молодые интеллигентные актеры, – круг авторов (Г. Ибсен, Г. Гауптман, А. Чехов) и решено, что у зала будет скромное оформление. Право на литературно-художественное вето было закреплено за Немировичем-Данченко, на художественное – за Станиславским. Правда, в первые же месяцы работы труппы Художественного театра выяснилось, что разделение обязанностей руководителей условно.

Работа началась в подмосковном Пушкино в конце июня 1898 года. Репетиции трагедии «Царь Федор Иоаннович» начал Станиславский, создавший мизансцены спектакля, потрясшие публику на премьере; по мнению режиссера, с этого спектакля началась историко-бытовая линия в МХТ, к которой он относил постановки «Венецианского купца» (1898), «Антигоны» (1899), «Смерти Иоанна Грозного» (1899), «Власти тьмы» (1902), «Юлия Цезаря» (1903). Но более важной он считал другую линию – «интуиции и чувства» – которую он связывал с именем Антона Чехова и к которой относил «Горе от ума», «Месяц в деревне», «Братьев Карамазовых» и «Село Степанчиково».

Главные прославившие Художественный театр спектакли – «Царь Федор Иоаннович», «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад» – ставились Станиславским и Немировичем-Данченко совместно. В совместной работе над пьесой Горького «На дне» в 1902 году обозначились противоречия двух подходов. Станиславский хотел сделать акцент на бытовых подробностях, в то время как Немирович-Данченко искал «бодрую легкость» как ключ пьесы. Станиславский признавал, что именно его коллега нашел «настоящую манеру играть пьесы Горького», но сам эту манеру «просто докладывать роль» не принял.

Новой площадкой Станиславского стала экспериментальная Студия на Поварской, созданная в 1905 году вместе со Всеволодом Мейерхольдом. Опыты поисков новых театральных форм Станиславский затем продолжил в «Жизни Человека» Л. Андреева (1907): на фоне черного бархата появлялись схематически изображенные фрагменты интерьеров, в которых возникали схемы людей: гротесково заостренные линии костюмов, гримы-маски. В «Синей птице» М. Метерлинка (1908) был применен принцип черного кабинета: эффект черного бархата и осветительная техника были использованы для волшебных превращений. В 1913 году выходят первые спектакли созданной Станиславским Первой студии, где он продолжил свои изыскания в области театральной теории и педагогики.

Первой постановкой Станиславского после революции стал «Каин» Дж. Байрона (1920). К этому времени кризис в Художественном театре приобрел тотальный характер: 1-я и 3-я студии МХАТа превратились в самостоятельные театры, остро ощущалась необходимость смены театральных поколений. В 1924 году в труппу Художественного театра влилась большая группа студийцев, в основном воспитанников 2-й студии. После прихода в труппу МХАТ молодежи из 2-й студии и из школы 3-й студии Станиславский вел с ними занятия и выпускал на сцену их работы, выполненные с молодыми режиссерами.

После тяжелого сердечного приступа, случившегося в юбилейный вечер в МХАТе в 1928-м, врачи навсегда запретили Станиславскому выходить на подмостки. Станиславский вернулся к работе только в 1929 году, сосредоточившись на теоретических изысканиях, на педагогических пробах своей системы и на занятиях в своей Оперной студии Большого театра, существовавшей с 1918 года.

В начале 30-х годов Станиславский, используя свой авторитет и поддержку вернувшегося в СССР Горького, обратился в правительство, чтобы добиться особого положения для Художественного театра. Ему пошли навстречу. В январе 1932 года к названию театра была добавлена аббревиатура «СССР», уравнявшая его с Большим и Малым театрами, в сентябре 1932 года ему было присвоено имя Горького.

В 1935 году открылась последняя – Оперно-драматическая студия К. С. Станиславского (ныне Московский драматический театр им. К. С. Станиславского). Практически не покидая своей квартиры в Леонтьевском переулке, Станиславский встречался с актерами у себя дома, превратив репетиции в актерскую школу по разрабатываемому им методу психофизических действий.

Станиславский умер 7 августа 1938 года в Москве. Вскрытие показало наличие у него целого букета болезней: расширенное сердце, эмфизема легких, аневризмы – следствие тяжелейшего инфаркта 1928 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

 

Чем знаменит

 
Константин Станиславский

Безоговорочный авторитет в области театрального искусства, наиболее известный созданной им системой актерской техники. Работа над ней велась с 1900 по 1910 год. В системе впервые решается проблема сознательного постижения творческого процесса создания роли, определяются пути перевоплощения актера в образ. Целью является достижение полной психологической достоверности актерской игры.

В основе системы лежит разделение актерской игры на три технологии: ремесло, представление и переживание. Ремесло основано на использовании готовых штампов, по которым зритель может однозначно понять, какие эмоции имеет в виду актер. Искусство  представления подразумевает, что в процессе длительных репетиций актер испытывает подлинные переживания, которые автоматически создают форму проявления этих переживаний, но на самом спектакле актер эти чувства не испытывает, а только воспроизводит форму, готовый внешний рисунок роли. Наконец, по Станиславскому, в процессе игры актер испытывает подлинные переживания своего персонажа, и это рождает жизнь образа на сцене.

Изложение системы – книга «Работа актера над собой», которая вышла в свет в 1938 году.

 

О чем надо знать

Первый сын Станиславского В.С. Сергеев родился от внебрачной связи с крестьянкой Авдотьей Копыловой. Незаконнорожденный ребенок был усыновлен отцом Станиславского, впоследствии стал профессором МГУ, историком античности. Затем состоялся брак с Марией Петровной Лилиной, актрисой МХТ; в нем родилась Кира Константиновна Алексеева-Фальк, жена известного художника Роберта Фалька.

При начале работы МХТ Немирович-Данченко убедил Станиславского, что роли трагического склада – не его репертуар. На сцене МХТ он доигрывал только несколько прежних своих трагических ролей в спектаклях из репертуара Общества искусств и литературы. По отзывам критики, его шедеврами на сцене стали роли: Астров в «Дяде Ване», Вершинин в «Трех сестрах», Сатин в «На дне», Гаев в «Вишневом саде». Затем он обратился к классическому репертуару – Фамусов в «Горе от ума», Ракитин в «Месяце в деревне», Арган в «Мнимом больном» Мольера и некоторые другие роли. С 1916 года готовилась новая постановка «Села Степанчикова», однако роль Ростанева в ней Станиславскому «не далась». После этого он навсегда отказался от новых ролей и изменил своему решению лишь в силу необходимости, во время гастролей за рубежом в 1922–1924 годах сыграв воеводу Шуйского в старом спектакле «Царь Федор Иоаннович».

 

Прямая речь

О достоверности сценического образа: «Не верю!» (знаменитая фраза была настоящей страшилкой для актеров)

О поведении на сцене: «Каждый момент вашего пребывания на сцене должен быть санкционирован верой в правду переживаемого чувства и в правду производимых действий».

О работе с Немировичем-Данченко: «Каждый из нас имел свой стол, свою пьесу, свою постановку, каждый хотел и мог идти только по своей самостоятельной линии, оставаясь при этом верным общему, основному принципу театра».

Психолог Якоб Морено о системе Станиславского: «…Размышлял над тем, как бы изобрести средства, которыми можно было бы освободить организм актера от клише и дать ему наибольшую свободу и творчество, необходимые для предстоящей задачи».

Михаил Чехов о системе Станиславского: «У К.С. есть, как мне кажется, много моментов, когда актер принуждается к личным потугам, к выдавливанию из себя личных чувств – это трудно, мучительно, некрасиво и не глубоко».

Александр Галич о теории физических действий: «Мы были подопытными кроликами, на которых Константин Сергеевич Станиславский проверял свою последнюю теорию – "теорию физических действий"… в двух словах сводилась она к следующему: правильные физические действия должны привести исполнителя к правильному поведению, правильное поведение – вызвать правильное состояние, правильное состояние – помочь обрести правильные слова.

Я сам каждую неделю принимал участие в репетициях "Гамлета" под руководством Константина Сергеевича.

Заучивать шекспировский текст нам было строжайшим образом запрещено. Предполагалось, что если мы будем правильно действовать, в соответствии с сюжетом пьесы, то и найдем, в конце концов, правильные слова.

Разумеется, многие из нас жульничали. И я жульничал чаще других.

Пользуясь своей хорошей памятью, я время от времени вставлял в ту чудовищную ахинею, которую мы все несли, – подлинные, хотя и слегка ритмически измененные шекспировские слова, и тогда Константин Сергеевич радостно улыбался, хлопал в ладоши и с глубоким удовлетворением говорил:

– Вот, видите – Саня правильно действовал и он нашел почти правильные слова».

 

7 фактов о Константине Станиславском

  • Режиссер состоял в родстве с Саввой Мамонтовым и братьями Третьяковыми
  • Двоюродным братом Станиславского был московский городской голова Николай Алексеев, устроитель московского водопровода и первой городской психиатрической больницы («Канатчиковой дачи»)
  • Натуру для постановки «На дне» искали в ночлежках Хитрова рынка
  • Из-за творческих разногласий афишу спектакля «На дне» никто из двух режиссеров не подписал
  • Станиславский имел звания народного артиста Республики и СССР, был награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени
  • На Московском международном кинофестивале вручается приз «Верю. Константин Станиславский»; в разные годы его получали Джек Николсон, Мерил Стрип, Катрин Денев и другие знаменитые актеры. Посмертно им был награжден Олег Янковский
  • Станиславский – прототип Ивана Васильевича, режиссера Независимого театра из «Театрального романа» Михаила Булгакова.

 

Материалы о Константине Станиславском

Статья о Константине Станиславском в Википедии

Константин Сергеевич Станиславский. Гении и злодеи

Система Станиславского

Сергей Юрский о системах Станиславского и Чехова

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

17:02 Директора спортшколы поместили под домашний арест после гибели детей в ХМАО
17:00 СМИ сообщили о задержании сотрудников антикоррупционного управления МВД
16:37 Путин посмертно наградил погибших в Сирии медсестер и военного советника
16:16 Посол Евросоюза констатировал прохождение «дна» в отношениях с Россией
16:08 В Кремле о приезде в Москву экс-советника Трампа узнали из СМИ
15:50 СМИ узнали о решении боевиков «Джебхат ан-Нусра» покинуть Алеппо
15:45 Медведев утвердил стратегию борьбы с контрафактом в РФ до 2025 года
15:31 Предложено противоядие от угарного газа
15:22 Источник рассказал об обысках ФСБ в ГУЭБиПК МВД России
15:09 В Думе объяснили переброску чеченского спецназа в Сирию
14:51 «Газпром» подписал контракт по прокладке первой ветки «Турецкого потока»
14:40 Древесные кольца подтвердили слова летописцев
14:33 Впервые за два года в РФ выросли продажи автомобилей
14:19 МВД предложило составить списки «опасных» футбольных фанатов
14:03 Кировский губернатор вступился за Навального
13:54 В управделами президента ответили на жалобы депутаток Госдумы
13:32 Ростуризм разработает программу льготных туров для пенсионеров
13:29 Астрономы опровергли «клочковатость» темной материи
13:17 Обвинение попросило для генерала Сугробова 22 года колонии
13:13 Памфилова подтвердила дату президентских выборов в 2018 году
13:04 Дефицит бюджета России снизился до 2,16% ВВП
13:01 В Думу внесен законопроект о штрафах за нарушение порядка на соревнованиях
12:44 Минобороны опровергло сообщения о вине пилота в крушении Су-33
12:30 ЕС и Европарламент утвердили план введения безвизового режима для Украины
12:26 Представители Минкульта подали в суд на Зураба Церетели за долги
12:16 СК заочно предъявил украинцам обвинение в похищении военнослужащих РФ
12:01 Россияне впервые за несколько лет не стали экономить на праздновании Нового года
11:58 Правительство решило обязать казачьих атаманов отчитываться о доходах
11:56 «Заблудившиеся электроны» помогут в создании квантовых компьютеров
11:31 Прокурор попросил пять лет лишения свободы для Варвары Карауловой
11:29 Крым вернул Украине больше тысячи тонн продуктов
11:09 Экстремизм среди российских студентов выявят анкетированием
10:47 В Москву прибыл советник Трампа
10:36 Экс-директор ФИФА по развитию признался в коррупции
10:30 В Москве расширят тротуары на основании данных соцсетей
10:24 СМИ сообщили об отправке чеченских батальонов в Сирию
10:05 Российские ритейлеры разработали схему интернет-продажи алкоголя
10:03 СМИ сообщили об отказе Думы запрещать чиновникам иметь недвижимость за рубежом
09:51 В Польше завели дело о «сотрудничестве» контрразведки с ФСБ
09:41 Сборная России завоевала золото ЧМ по плаванию в эстафете
09:26 Трамп встретился с Леонардо Ди Каприо
09:20 «Яндекс» проанализировал самые популярные запросы 2016 года‍
08:56 Штайнмайер предложил Лаврову установить перемирие в Алеппо
08:38 ЦСКА вылетел из еврокубков
08:24 Коалиция США разбомбила госпиталь в Мосуле
07:58 СМИ назвали основную версию падения Су-33 с «Адмирала Кузнецова»
01:09 Перевод новой книги о Гарри Поттере на русский продается втрое успешней оригинала
01:03 «Росгосстрах» перейдет в собственность крупного российского банка
00:38 Дутерте передразнил Трампа в телеэфире
07.12 23:59 Инфантино решил изменить правила чемпионата мира по футболу
Apple Boeing Facebook Google NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия автопром Азербайджан Александр Лукашенко Алексей Навальный алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия Афганистан Аэрофлот банковский сектор Барак Обама Башар Асад беженцы Белоруссия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт болельщики «болотное дело» Борис Немцов Бразилия Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович «ВКонтакте» ВКС Владимир Жириновский Владимир Путин ВМФ военная авиация Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Донецк драка ДТП Евгения Васильева евро Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург естественные и точные науки ЖКХ журналисты закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан Канада Киев кино Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание кораблекрушение коррупция космос КПРФ кража Краснодарский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис культура Латвия ЛГБТ ЛДПР лесные пожары Ливия Литва литература Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкульт Минобороны Минобрнауки Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Нью-Йорк «Оборонсервис» образование ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан Палестинская автономия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко погранвойска пожар полиция Польша правительство Право «Правый сектор» преступления полицейских преступность происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии рейтинги религия Реформа армии РЖД Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростовская область РПЦ рубль русские националисты Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сбербанк связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие Совет Федерации социальные сети Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» «Справедливая Россия» спутники СССР стихийные бедствия Стихотворения на случай стрельба суды суицид США Таиланд Татарстан театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство Украина Федеральная миграционная служба физика Финляндия ФИФА фондовая биржа Фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков химическое оружие хоккей Центробанк Цикл бесед "Взрослые люди" Челябинская область Чечня шахты Швейцария Швеция школа шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефоны: +7 495 980 1893, +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.