9 декабря 2016, пятница, 01:12
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

ТЕАТР

19 января 2016, 12:18

В кишечнике спящих ос дрожжи занимаются межвидовым спариванием

Шершень
Wikimedia Commons

Биологи под руководством Дуччио Кавальери (Duccio Cavalieri) из Университета Флоренции обнаружили, что, пока осы проводят время в зимней спячке, в их пищеварительной системе дрожжи активно размножаются и даже образуют межвидовые гибриды.

Способность дрожжей сохраняться в кишечнике осы была открыта той же командой ученых еще в 2012 году. Они обнаружили живые культуры дрожжей в пищеварительной системе шершней (Vespa crabro) и представителей рода бумажных ос (Polistes sp.). Там оказались хорошо знакомые пекарские, или пивные, дрожжи (Saccharomyces cerevisiae), издавна используемые в хлебопечение, виноделии и пивоварении. С одной стороны, биология этого вида хорошо изучена, с другой, очень мало известно о жизни дрожжевых штаммов в дикой природе, где они встречаются на спелых плодах. Тогда ученые посчитали, что осы помогают дрожжам распространяться с растения на растение, а также играют роль временного убежища дрожжей на зимний период.

Чтобы узнать подробней, что происходит с дрожжами во время зимней спячки осы, ученые в условиях лаборатории добавляли в пищу ос пять определенных штаммов дрожжей. Затем осы отправились на зимовку на четыре месяца. После этого исследователи сравнили дрожжи из их пищеварительной системы с теми же штаммами, которые культивировались в лаборатории. Как оказалось, дрожжи различных штаммов в осах спаривались друг с другом (дрожжам свойственно как вегетативное, так и половое размножение). Более того, некоторые пекарские дрожжи спарились с диким родственным видом Saccharomyces paradoxus. В природе, вне кишечников ос, образования таких гибридных штаммов не отмечалось.

Исследователи считают, что им удалось доказать важную роль ос в развитии биоразнообразия дрожжей, которое в свою очередь может влиять на виноделие. Дуччио Кавальери, потомок стариной династии итальянских виноделов, напоминает, что уникальные характеристики сортов вина определяются в том числе и специфическим видовым составом микроскопических грибов, живущих на данном винограднике. «Поддержание их уникальности требует поддержания уникальности микробных сообществ», – говорит ученый.