8 декабря 2016, четверг, 21:09
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

ТЕАТР

21 января 2016, 14:59

Палеонтологи изучают самого крупного титанозавра

Грандиозная находка международной команды биологов и палеонтологов заставит науку ответить на невероятные вопросы: как ходить на цыпочках, если вы в длину как четыре автобуса? Как заниматься сексом при весе в 70 тонн? Пока единственный доступный ответ - «с огромным трудом». Но разрешить эти проблемы ученым помогут останки крупнейшего ископаемого динозавра, который весит как 15 африканских слонов и пока не обрел собственного имени.

Весной 2014 года одинокий фермер из Аргентины тщательно осматривал свою землю в поисках пропавшей овцы. Выступ породы, на котором сидела беглянка, показался ему необычным. Находки останков динозавров на этой территории – нередкое дело, но обнаруженный выступ был огромен. Мог ли он оказаться костью? Фермер обратился к ученым, которые подтвердили его догадку: сбежавшая овечка спряталась от хозяина на двухметровой берцовой кости динозавра.

С момента обнаружения огромной находки международная команда биологов и палеонтологов под предводительством доктора Диего Пола и его коллег из аргентинского Музея палеонтологии имени Эджидио Ферульо, а также разработчики модели динозавра из Голливуда и съемочная группа BBC работали без устали. После более чем 40 тыс. часов работы они выяснили, что гигантское травоядное – это не только новый вид динозавра, но еще и самый крупный представитель древних ящеров. Ученые установили, что семь таких животных умерли в одном и том же месте в результате как минимум трех различных причин примерно 101,6 млн лет назад.

Новый динозавр относится к группе зауроподов – животных с длинной шеей и мощным телом, которые стадами разгуливают в голливудских блокбастерах. В составе этой группы есть подгруппа, называемая «титанозавры». Название они получили благодаря внушительным размерам – титанозавры буквально сотрясали землю. Им приходилось носить огромный вес на четырех колонновидных ногах. Они были такими тяжелыми, что, вероятно, обладали развитой мускулатурой от бедра до хвоста. Чтобы скелет выдерживал давление, которое неизбежно возникало при таком гигантском весе, в ходе эволюции у титанозавров уменьшились пальцы на передних конечностях, поэтому они ходили на подковообразных остатках пястных костей. При ходьбе они опирались на кончики пальцев ног с большими толстыми подушечками, которые амортизировали возникавшие при движении удары.

Описание любого нового вида – вопрос деликатный, поэтому представление крупнейшего динозавра научному сообществу и широкой публике пока откладывается. Приблизительные размеры туловища титанозавра могут отличаться в зависимости от используемого метода оценки и от того, какая часть скелета восстановлена. В нынешнем случае ученым повезло: им доступна большая часть скелета динозавра. На данный момент из семи особей восстановлены 223 косточки. Результаты показывают, что титанозавр был 37 м в длину и весил 70 т, что делает его крупнейшим животным, когда-либо населявшим нашу планету.