18 июля 2018, среда, 21:41
Facebook Twitter VK.com Telegram

08 февраля 2016, 11:17

В организме североамериканских оленей обнаружен возбудитель малярии

Белохвостый олень
Wikimedia Commons

В крови распространенных в Северной Америке белохвостых оленей (Odocoileus virginianus) был найден один из видов малярийного плазмодия – одноклеточного существа, вызывающего малярию.

Существуют более сотни видов малярийных плазмодиев, распространенных на всех континентах кроме Антарктиды. Виды, вызывающие малярию птиц и рептилий, встречаются повсеместно, даже на изолированных островах. Центром происхождения видов, которые живут в организмах млекопитающих, обычно считали Старый Свет, в особенности Африку и Азию. Исследователи во главе с Эллен Мартинсен (Ellen Martinsen), генетиком из  центр Смитсоновского института биологии охраны природы в Вашингтоне, округ Колумбия, искали источник малярийных паразитов у птиц национального зоопарка. Для определения видов они применяли метод полимеразной цепной реакции, позволяющий выделить фрагменты ДНК в пробах крови, взятых из комаров. В ходе исследования они однажды обнаружили в одной из проб присутствие плазмодия Plasmodium, odocoilei, который ранее не встречался в Северной и Южной Америке. Кровь принадлежала белохвостому оленю.

Чтобы выяснить, насколько распространен этот вид возбудителя малярии, ученые взяли пробы крови у более чем 300 белохвостых оленей в 17 штатах США. У 41 животного из 10 штатов возбудитель был найден. Инфекция не встречалась на западе страны, но широко распространилась на востоке. Двадцать пять процентов выявленных случаев приходились на оленей из Виргинии и Западной Виргинии. У других видов американских копытных данный паразит не встречался. Ранее единственный случай заражения млекопитающих малярией в Северной Америке был зафиксирован в 1967 году в Техасе, тоже у белохвостого оленя.

Исследователи предполагают, что возбудители малярии длительно эволюционировали в Новом Свете, с тех пор как предки белохвостых оленей переправились на североамериканский берег через Берингов Мост от 2,3 до 6 миллионов лет назад. Другой вывод, который делают авторы, состоит в том, что в Северной Америке могут быть обнаружены и другие малярийные паразиты млекопитающих, которых до сих пор не замечали.

Исследование опубликовано в журнале Science Advances.