18 января 2018, четверг, 13:14
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

Мрамор для роскошных вилл римлян доставляли издалека

Pasquale Vassallo/YouTube

Моника Альварес де Буэрго из Института геологических наук в Мадриде вместе с учеными Университета Калабрии (Италия) провела исследование, в ходе которого были установлены места добычи различных сортов мрамора, использованных для постройки вилл римской знати в Байях.

Приморский город Байи (лат. Baiae, ит. Baia), находящийся недалеко от Неаполя, стал к I веку до нашей эры популярным местом отдыха римской аристократии. Байи славились живописностью пейзажа и целебными горячими источниками. Латинские писатели называли город deversorium voluptatum «прибежище наслаждений». Гораций любил бывать в Байях, а Сенека считал их гнездом пороков и распущенности. В Байях были виллы Гая Мария, Гнея Помпея, Юлия Цезаря, императоров Октавиана Августа, Нерона, Адриана. Сейчас большая часть древнего города скрыта под водами Тирренского моря, где организован подводный археологический парк.

Исследователи взяли 50 образцов мрамора с одной из древних вилл, известной под названием Villa con ingresso a protiro. Тонкие спилы с этих образцов исследовались под петрографическим микроскопом. Затем химический состав мрамора изучали по дифракции рентгеновских лучей и определяли содержание в нем марганца при помощи масс-спектрометрии с индуктивно связанной плазмой. Данный метод отличается особенно высокой точностью и способен определять содержание химических элементов в концентрации до 10−10%, то есть когда элементу принадлежит лишь один атом из триллиона. Содержание марганца удобно использовать для определения, откуда происходит мрамор, так как оно в разных сортах мрамора колеблется в очень широких пределах от 0,84 частей на миллион до 1093,8 частей на миллион. Затем ученые исследовали образцы при помощи растрового электронного микроскопа, а также определяли соотношения различных изотопов кислорода и углерода в них.

Узнав характеристики мрамора из виллы в Байях, исследователи сравнили их с параметрами мрамора в основных центрах его добычи в Средиземноморье. В результате им удалось определить происхождение всех образцов кроме пяти. Источниками мрамора для римской знати оказались Каррара в Италии, Проконессос, Доцимий и Афродисиада в нынешней Турции, Тасос, Парос и Пентеликон в Греции. «Разнообразие и качество идентифицированного мрамора подчеркивает важность этого района в древности, так как здесь использовали лучший декоративный мрамор», – отмечает Моника Альварес де Буэрго. По ее словам, исследование поможет лучше определить торговые пути времен античности. Также данные о происхождении мрамора важны для работ по сохранению древних памятников, так как позволяют определять, как отреагирует материал на реставрационные работы, и правильно подбирать камень в тех случаях, когда оригинальные части построек утрачены.

Исследование опубликовано в журнале Applied Surface Science.