Эксперт Иван Бегтин: Нужно раскрывать больше данных о школах и выпускниках

Результаты ЕГЭ, которые, по мнению Рособрнадзора, не следует открывать, возможно, и не стоит использовать в качестве критерия оценки работы школ, однако в этом случае ведомство должно открывать больше иных данных о школах и их выпускниках. Такое мнение высказал в беседе с «Полит.ру» специалист в области работы с данными, директор АНО «Информационная культура», член Комитета гражданских инициатив, сопредседатель совета по открытым данным «Открытого правительства» Иван Бегтин, комментируя предложение Рособрнадзора.

«В принципе, данные о ЕГЭ в России раскрываются довольно давно, но во многих субъектах Федерации – в очень ограниченном формате. То есть на федеральном уровне у нас было принято только раскрытие данных на уровне регионов Российской Федерации. На уровне некоторых регионов публиковались данные статистики по муниципалитетам, а в некоторых даже данные статистики по школам.

С недавних пор появилось некоторое количество общественных проектов, которые стали мониторить как раз средний балл ЕГЭ по школам, считая, что это дает людям возможность выбирать школы по некоторым унифицированным критериям. Параллельно с этим началась большая кампания Рособрнадзора, который начал требовать от департаментов образования субъектов эти данные скрывать. При этом раскрытие именно данных в детализированном виде по успеваемости школ, по эффективности их работы – это одно из направлений работы всей повестки по открытым данным на Федеральном уровне.

Поэтому состоялась встреча с главой Рособрнадзора Сергеем Кравцовым, и я в ней участвовал. Позиция Рособрнадзора состоит в том, что ЕГЭ нельзя использовать в качестве критерия оценки работы школы. Моя позиция заключается в том, что, возможно, ЕГЭ нельзя использовать в качестве единственного критерия оценки, но нужно, чтобы Рособрнадзор раскрывал больше другой информации о школах и их выпускниках. Например, количество выпускников школы, которые поступили в вуз, статистика по их поступлениям в топ вузов. Ну, то есть если в каком-то маленьком городе в МГУ, СпГУ, НИУ ВШЭ  поступают люди всего лишь из одной школы, то, наверно, это одно из свидетельств того, что это – хорошая школа.

Подобная информация, плюс информация о типе учебного заведения (является оно цирковым училищем, например, или общеобразовательной школой), школьной инфрастуктуре, о гендерном и возрастном составе преподавателей и так далее – это все мозаика, из которой складывается работа с этими данными. Но пока позиция Рособрнадзора на этот счет довольно закрытая, хотя в риторике уже звучит, что он готов быть открытым. Мы ждем, когда это будет не только на словах, но и на деле», – сказал Иван Бегтин. 

Напомним, Минобрнауки должно было опубликовать полную статистику о результатах ЭГЭ еще в августе 2014 году, но не сделало этого. По мнению главы Рособрнадзора Сергея Кравцова, раскрытие этих сведений поставит под угрозу объективность данных ЕГЭ, так как после обнародования сведений неизбежно возникнут своего рода рейтинги, а это может подтолкнуть к попыткам «нарисовать» хорошие результаты.

 

Между тем, по мнению Ивана Бегтина, данные о системе образования в России относятся к числу наиболее востребованных, но их почти нельзя получить, пишет газета «Коммерсантъ».