19 марта 2024, вторник, 13:15
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

Современные люди скрещивались с неандертальцами уже 100 тысяч лет назад

Неандертальцы, реконструкция из Моравского музея (Чехия)

Новое палеогенетическое исследование показало, что сексуальные контакты между людьми современного типа и неандертальцами начались уже примерно 100 тысяч лет назад, то есть на несколько десятков тысяч лет раньше, чем предполагалось до сих пор.

Об этом говорит генетический материал, извлеченный из носовой кости неандертальской женщины, которая была найдена в Денисовой пещере на Алтае. Пещера в последние годы стало знаменитой тем, что в ней были найдены костные останки представителей отдельного вида – денисовского человека, но в той же пещере обнаружены и кости неандертальцев. Неандертальская женщина, кость которой была исследована, жила около 50 тысяч лет назад. Генетики установили, что в ее геноме есть фрагмент, унаследованный от Homo sapiens, включая, возможно, ген, который связан с развитием членораздельной речи.

С тех пор, как ученые закончили прочтение первого генома неандертальцев, они уже не сомневались в том, что Homo neanderthalensis и Homo sapiens скрещивались и оставляли потомство. У современных людей от 1 до 4 % генома оказались наследием неандертальцев. Отсутствовали неандертальские гены лишь у жителей тропической Африки, поэтому ученые пришли к выводу, что скрещивание с неандертальцами произошло где-то на Ближнем Востоке, когда современные люди вышли из Африки. Недавнее исследование ДНК из найденного в Румынии черепа мужчины (Оасе-1), который жил более 40 тысяч лет назад, позволило определить, что встреча с неандертальцами произошла в период между 50000 и 65000 лет назад (подробнее об этом можно прочитать в очерке «Жертва проказы и родственник неандертальцев»).

Статья Серджи Кастеллано (Sergi Castellano) из Института эволюционной антропологии Общества Макса Планка и международного коллектива ученых, опубликованная в журнале Nature, показывает, что взаимодействие между предками современных людей и неандертальцев было еще более сложным. Приблизительно 600 тысяч лет назад в Африке произошло разделение двух ветвей рода Homo, давших начало видам Homo neanderthalensis и Homo sapiens. Затем неандертальцы заселили Евразию. Около 100 тысяч лет назад группа ранних Homo sapiens мигрировала в Евразию, где встретилась с неандертальцами и оставила свой след в их геноме. Эти гены и были найдены в неандертальских останках из Денисовой пещеры. Затем эта группа Homo sapiens, видимо, исчезла, не оставив потомков. Около 65 тысяч лет назад началась основная миграция Homo sapiens в Евразию и произошла новая встреча и новый обмен генами. Следы его отмечены в геноме черепа Оасе-1 и в генах современных жителей Европы и Азии.

О взаимоотношениях Homo neanderthalensis и Homo sapiens можно подробнее прочитать в очерках «Первые европейцы» и «Генетическое наследие неандертальцев».