21 (9) февраля 1835 года родился художник и скульптор Михаил Микешин.
Личное дело
Михаил Осипович Микешин (1835 – 1896) родился в деревне Платоново Смоленской губернии. Отец, Осип Егорович, был выходцем из крестьянского сословия, ставшим мелким помещиком. Воспитанием мальчика занимались, в основном, мать Анна Дмитриевна и дедушка Дмитрий Андреевич. Благодаря им он научился играть на фортепьяно, гитаре и гуслях, а познакомившись с местным иконописцем, изучил основы его ремесла. Когда семья переехала в уездный город Рославль, Михаил Микешин поступил в приходскую школу, а после нее – в трехклассное уездное училище. В Рославле он поступил в гимназию.
Учился в гимназии Микешин успешно, занимался также музыкой и рисованием. Но в выпускном классе стал участником скандального происшествия. Один из его друзей по причине неудачной любви решил основать «тайный орден» женоненавистников. Собирались члены ордена у Микешина и в конце своих собраний по заведенной ими самими традиции должны были выпить по стакану воды, закусывая черным хлебом с солью. Однажды один из членов «ордена» тайком налил в стаканы водку, и собрание завершилось тем, что одноклассники его побили. После этого Микешин был исключен из гимназии «с волчьим билетом». Он стал работать чертежником на строительстве Московско-Варшавского шоссе, которое к этому времени как раз подошло к Рославлю, а в свободное время брал уроки рисования у художника Афанасия Рокачевского.
Главный подрядчик строительства шоссе Александр Вонлярлярский заметил способности юного чертежника и помог его поступлению в Академию художеств в Санкт-Петербурге. Начав обучение в 1852 году, Микешин быстро преодолел класс рисования с гипсов и приступил к занятиям в классе батальной живописи Богдана Виллевальде.
Уже после первого года обучения картина Микешина «Лейб-гусары у водопоя» получила положительные отзывы критики и была приобретена Николаем I. Вскоре Микешина пригласили давать уроки рисования дочерям Николая, также он сопровождал великого князя Николая Николаевича в поездку по Польше, Украине, Крыму, Кавказу и Закавказью.
За время обучение в академии Микешин создал ряд батальных картин «Дело при Башкадыкларе» (1855), «Падение литовской крепости Пиллоны» (1857), «Гусары у колодца» (1858) и при выпуске получил большую золотую медаль за картину «Въезд графа Тилли в Магдебург в 1631 году».
В 1859 году, на следующий год после окончания академии, Михаил Микешин принял участие в конкурсе проектов памятника «ввиду исполнения в 1862 тысячелетия Государства Российского», который должны были установить в Новгороде. Проект Микешина, подготовленный совместно с Иваном Шредером победил в конкурсе, и последующие годы он посвятил работе над памятником. В 1862 году памятник «Тысячелетие России» был открыт в Новгороде. В последующие годы по эскизам Микешина был установлен еще ряд памятников в различных городах. В 1869 году Михаил Микешин получил звание академика. В 1876–1878 годах издавал журнал «Пчела», где публиковались в том числе и его воспоминания.
Умер Михаил Микешин в Петербурге 19 (31) января 1896 года.
Чем знаменит
Самой известной работой Михаила Микешина стал памятник «Тысячелетие России» в Великом Новгороде, созданный им совместно с Иваном Шредером и архитектором Виктором Гартманом. Памятник имеет форму колокола высотой 15,7 метра, увенчанного царской державой. На среднем и нижнем ярусах памятника располагаются фигуры исторических деятелей, всего 128 изображений. Более крупные фигуры среднего яруса символизируют основные исторические этапы: призвание варягов, крещение Руси, Куликовскую битву, основание самодержавного Московского государства Иваном III, начало династии Романовых, основание Российской империи Петром I. В нижнем ярусе фигуры сгруппированы тематически: христианские просветители, государственные люди, военные герои, писатели и художники.
О чем надо знать
Среди других работ Микешина следует упомянуть памятник Екатерине II на площади Александринского театра, португальскому королю Педро IV в Лиссабоне, адмиралу Грейгу, «победам черноморского флота» и матросу Шевченко в Николаеве, адмиралам Корнилову, Нахимову и Истомину в Севастополе, Богдану Хмельницкому в Киеве, Александру II в Ростове-на-Дону, Ермаку Новочеркасске, Екатерине II в Екатеринодаре, Минину в Нижнем Новгороде.
Далеко не все его монументальные работы смогли сохраниться в годы советской власти. Также Микешин изготовил массивные, украшенные скульптурой двери усыпальницы князя Дмитрия Пожарского в Суздале. Помимо скульптурных работ Микешин занимался иллюстрированием книг, в частности ему принадлежат иллюстрации к произведениям Пушкина, Гоголя, Некрасова и Шевченко.
Прямая речь
«Осенью 1858 года мне попала в руки газета с вызовом на сочинение памятника "1000 лет Российского государства". Срок до весны 1859 года; изложена программа сочинения. В голове начали роиться формы и идея, и, придя в академическую мастерскую, я невольно начал делать наброски и схемы общих форм без всякого предположения, чтобы сочинение мое могло осуществиться. Это так увлекло меня, что я очнулся только на следующее утро и понял, что я просидел за работой с девяти часов вечера до восьми утра. В общем, сочинение памятника было готово и главные группы тоже готовы почти в тех же формах, в каких они и сооружены. Глядя на рисунки, я понял, что они точно выражают заданную программу, и не будь этой программы, я бы сочинил что-нибудь иное. <…> Наступил последний день срока представления проекта в помещение выставки в Академии художеств, этажом выше моей мастерской. Последние два дня мы со Шредером вовсе не спали и не раздевались хотя бы на несколько минут отдыха. Мой верный слуга Осип как-то достал в большом количестве кофе и чай, и мы, чтобы не заснуть над работой и возбудить нервы, пили наикрепчайшую заварку и днем и ночью. Но все-таки клевали носом, дремали или бессмысленно задумывались — спя, таким образом, с широко открытыми глазами. Василий (натурщик) то и дело расталкивал нас. В последнюю ночь мне пришлось сделать несколько аксессуаров из воска: мечей, скипетров, держав и других мелких вещей, которые нельзя было делать из мягкой глины. Я не знал способа, как приготовить воск специально для лепки, и лепил из свечного воска, разминая его в перстах. Это так трудно и больно, что через три часа работы требовался отдых для пальцев. Пальцы опухали, не шевелились, и на свои руки я уже не мог рассчитывать. Посмотрел на Шредера — он сидел, как мертвый, а Василий заснул, и я с горя заплакал — от боли, от отчаяния; плач превратился в рыдания, которые разбудили Василия. Он довел меня до умывальника и вылил на пылавшую голову кувшин холодной воды. То же и со Шредером; Василий подбодрил нас словом, напоил чаем, а в окно уже глядело утро. Многое в модели не было сделано, не окончено: приближался роковой момент, и надо тащить модель этажом выше, но оказалось, что она не проходит в дверь. Медведку надо было вытащить из мастерской (мы бережно поставили модель на медведку), но в дверь не проходит — модель выше на пол-аршина; надо было брать разрешение на ломку двери у академического полицмейстера. Глядя на эту возню, я подумал, как трудно и рискованно поднять эту мягкую сырую модель по узкой винтовой лестнице. Надо сказать, что это был всемирный конкурс, и иностранцы экспонировали свои проекты — все проекты уже были на месте, кроме нашего. <…> В углу моей мастерской стоял большой мольберт высотою около сажени. Поглядел я на него и решил, что на нем легко покончить с собой. Глядел на него, и моему расстроенному воображению ясно представились висящих два трупа Шредера и моего. Невольно я стал рисовать эту сцену как бы с натуры. Трупы эти уже совсем успокоились, провисев всю ночь до утра, когда в мастерскую, как обычно, входит мой старый Осип с чаем. Как увидит он и испугается, уронит поднос со стаканом, обварится... И такого испуганного Осипа я прибавил к рисунку. Потом лег на диван нераздетый, без подушки, я не помнил, как заснул непробудным сном и проспал 11 часов, т. е. до утра следующего дня, и проснувшись, не мог понять, что со мной случилось. День ли, ночь, сумерки... Я оказался раздетым и прилично уложенным на подушках. На столе передо мной был вчерашний рисунок и несколько записок: от Гартмана, Хлебовского (Глебовского), Смирунда да и других товарищей с лаконическим словом "Поздравляю" и подпись».
Из воспоминаний Михаила Микешина
«Рославль Осипу Микешину. Ура! Я получил первый номер. Комиссия утвердила проект. Завтра будет Государь. Надеюсь, совершенный успех, тогда извещу. Благодарите Бога. Миша».
Телеграмма Михаила Микешина отцу после победы на конкурсе
«Скульптурные композиции Микешина свидетельствуют о живости и находчивости его фантазии, о понимании им условий живописности и вообще о значительности его дарования, но они грешат излишней погоней за эффектностью, недостатком стройной гармонии между частями и отсутствием простоты и благородного величия, необходимых в каждом монументальном произведении. В своих иллюстрациях Микешин является оригинальным, весьма изобретательным художником, бойко владеющим кистью, пером и карандашом, но не особенно сильным в рисунке и жертвующим правдой для достижения желаемого эффекта».
Андрей Сомов
11 фактов о Михаиле Микешине
- Отец Михаила Микешина в 1812 году воевал в составе отряда ополчения, а затем в партизанской бригаде А. С. Фигнера. С тех времен в доме Микешиных хранилась целая «коллекция русских и французских ружей, сабель, пистолетов и калмыцких луков со стрелами, служивших маленькому Мише в его играх со сверстниками».
- В первый год обучения в академии Микешин, чтобы заработать на жизнь, брался за изготовление эскизов этикеток для различных товаров.
- Обучаясь в Академии художеств, Микешин проводил летние каникулы в смоленском имении Вонлярлярских, где работал над внутреннем убранством церкви святого Александра Невского.
- В Смоленске установлены две гранитные вазы, которые были изготовлены по рисункам молодого Микешина для имения Вонлярлярских.
- Микешин создавал декоративное скульптурное оформление для кораблей, в том числе императорской яхты «Ливадия».
- Микешину принадлежат эскизы нескольких комплектов игральных карт, оформленных на исторические темы.
- На самом верху памятника «Тысячелетие России» сделана надпись: «Свершившемуся тысячелѣтію государства Россійскаго въ благополучное царствованіе императора Александра ІІго лѣта 1862».
- При утверждении списка исторических деятелей, которых должны были изобразить на памятнике «Тысячелетие России», оттуда были вычеркнуты поэты Кольцов и Шевченко, актер Дмитревский, писатель Кантемир и адмирал Ушаков. Также решили совсем не помещать на памятнике русских зодчих: Воронихина, Захарова, Баженова и Казакова. Скульптурное изображение Ивана Грозного не включили в композицию памятника из-за кровавой расправы, учиненной опричниками в Новгороде в 1570 году.
- Художник был энтузиастом искусственного языка эсперанто. В 1892 году он стал одним из основателей первого официально признанного правительством общества эсперантистов «Espero».
- Среди знакомых Михаил Микешин славился как остроумный карикатурист.
- За создание памятника «Тысячелетие России» Микешин был награжден орденом святого Владимира 4-й степени и пожизненным пенсионом в 1200 рублей серебром в год.
Материалы о Михаиле Микешине
Статья о Михаиле Микешине в русской Википедии
Михаил Микешин в энциклопедии «Кругосвет»
Валуев Д. Михаил Осипович Микешин
Антощенко А. Памятник Тысячелетию России
Майорова О. Бессмертный Рюрик. Празднование Тысячелетия России в 1862 г.