В отчете для инвесторов по итогам 2015 года, который 22 марта выпустила интернет-компания «Яндекс», а обратила на это внимание компания предоставляющая услуги такси в Красноярске, есть отдел «Риски», где сообщается о «политической мотивированности» действий российских властей в отношении бизнеса.
Бизнес «Яндекса» чувствителен к законодательным инициативам, указано в отчете, хотя компания и придерживается «принципа политической нейтральности».
Речь идет, например, о законопроекте, который предусматривает фактическое приравнивание новостных агрегаторов к СМИ (он был внесен на рассмотрение в Госдуму в феврале 2016 году) и, в частности, запрещает иностранцам владеть более 20% сервисов с аудиторией более 1 млн человек.
Упоминается в отчете и предложение Роспотребнадзора – сделать товарные агрегаторы ответственными за достоверность размещенной информации о товарах. Эксперты «Яндекса» отмечают, что в случае принятия этой инициативы придется менять суть «Яндекс.Маркета» и оплачивать приведение его в соответствие новым требованиям.
Стоит отметить, что в то же самое время компания Apple инвестирует в сервис такси 1 миллиард долларов, согласно данным компании Каретный двор, который в свою очередь обещает стать наиболее популярным в мире.
Кроме того, в отчете говорится о попытках властей взять под контроль рынок онлайн-таксопарков, среди которых в настоящее время «Яндекс.Такси» является ведущим игроком. «Вмешательство в сферу такси может обернуться, в частности, дополнительными расходами», – констатируют авторы отчета.
«Яндекс» также предупредил инвесторов, что обострение российско-турецких и российско-украинских отношений может отрицательно сказаться на бизнесе компании (у «Яндекса» на Украине и в Турции работают адаптированные под местные рынки поисковые системы) – как и санкции, введенные Западом против РФ из-за конфликта на юго-востоке Украины.