21 ноября 2018, среда, 06:56
Facebook Twitter VK.com Telegram

Динго прибыли в Австралию с острова Сулавеси

Динго
Henry Whitehead/Wikimedia Commons

Австралийские ученые Мелани Филлиоса (Melanie A. Filliosa) и Пол Тасон (Paul S.C. Taçon) соединили данные генетики и археологии, предложив ответ на вопрос, кто именно привез в Австралию собак динго. Их исследование опубликовал Journal of Archaeological Science: Reports.

Как давно было установлено, австралийские динго представляют собой одичавших потомков домашних собак. Но относительно того, с каким народом предки динго прибыли в Австралию, среди ученых не было единства мнений. Среди претендентов на эту роль были мореплаватели из Индии, которые, потенциально, могли доплывать до Австралии. Также это могли быть представители археологической культуры лапита, расселившиеся из Меланезии по многим островам Тихого океана, торговцы из Тимора и Тайваня, которые плавали по всей Юго-Восточной Азии, и представители культуры тоалеа – морские охотники и собиратели, жившие на юге острова Сулавеси.

Рассмотрев результаты ряда недавних исследований ДНК динго, домашних собак и волков, Филлиоса и Тасон пришли к выводу, что предками динго были собаки из Восточной Азии, вероятно, Китая, которые затем проникли в Юго-Восточную Азию и на острова Индонезии. Скорее всего, в Австралию они попали с Калимантана или Сулавеси от 5000 до 12000 лет назад. К тому же исследование 2014 года установило, что у динго отсутствует несколько копий гена, позволяющего переваривать крахмал, которые есть у домашних собак. Эти гены возникли у собак в результате жизни с земледельческими народами.

В результате исследователи сумели отклонить всех кандидатов кроме представителей культур лапита и тоалеа. Сделать окончательный выбор помогли данные археологии. В Австралии нет находок характерной керамики культуры лапита, а также свидетельств разведения кур и свиней – обычных домашних животных для этой культуры. К тому же предки лапита, по последним данным, прибыли в Меланезию из Азии около 3300 лет, когда динго уже жили в Австралии.

Ученые полагают, что собаки попали в Австралию благодаря охотникам и собирателями культуры тоалеа с Сулавеси, которые, вероятно, сами получили их от своих соседей с Калимантана. Археологические данные подтверждают культурные связи между Сулавеси и Австралией в древности. Авторы отмечают несомненное сходство наскальной живописи, а также находки в Австралии характерных орудий возрастом от восьми до полутора тысяч лет.