26 мая 2018, суббота, 19:13
Facebook Twitter VK.com Telegram

Вероятность рождения близнецов зависит от двух генов

Близнецы
Pixabay

В Европе и Северной Америке на тысячу рождений приходится от 9 до 16 близнецов. В Латинской Америке и Южной Азии этот уровень ниже (6 – 9 на тысячу). А рекордно часто близнецы рождаются у африканского народа йоруба (45 – 50 на тысячу). Также давно замечено, что женщины, родившиеся в семьях, где среди детей были близнецы, сами имеют повышенные шансы родить близнецов. Но до недавнего времени не удавалось выявить генетические свидетельства такой предрасположенности.

Теперь, изучив геномы почти двух тысяч матерей разнояйцевых близнецов из восьми стран, ученые определили два гена, которые увеличивают шансы женщины на многоплодную беременность. Команда во главе с молекулярным генетиком Хамди Мбареком (Hamdi Mbarek) из Амстердамского свободного университета использовала ведущуюся университетом с 1987 года базу данных близнецов Нидерландов, в которой сейчас содержится информация более чем о 75 тысячах двойняшек, тройняшек и других близнецов, родившихся в стране. Также исследователям были доступны аналогичные реестры близнецов из Австралии, Исландии и штата Миннесота. Для сравнения были выбраны также матери, у которых близнецы не рождались.

Генетики искали SNP-маркеры однонуклеотидных полиморфизмов, то есть различий в один нуклеотид в конкретной точке генома, которые могут передаваться по наследству. Они искали те полиморфизмы, которые встречаются у матерей разнояйцевых близнецов, и отсутствуют у других женщин. В результате удалось обнаружить два таких маркера, наличие каждого из которых увеличивает шансы на рождение близнецов на 29 %. Первый SNP-маркер находится вблизи гена под названием FSHB, который участвует в производстве фолликулостимулирующего гормона (ФСГ). Более высокий уровень данного гормона способствует производству большего числа яйцеклеток, что в конечном итоге может привести к многоплодной беременности.

Другой маркер был замечен в гене под названием SMAD3. Исследования на лабораторных мышах показали, что данный ген регулирует реакцию яичника на фолликулостимулирующий гормон. Поэтому данная его вариация, как предполагают ученые, может не только повышать шансы рождения близнецов, но и увеличивать вероятность успеха при искусственном оплодотворении.

Исследование Хамди Мбарека и его коллег опубликовал The American Journal of Human Genetics.