19 марта 2024, вторник, 14:07
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

01 июня 2016, 00:01

Мемория. Мария Тенишева

А. Соколов. Портрет М. Тенишевой. 1898
А. Соколов. Портрет М. Тенишевой. 1898

1 июня 1858 года родилась княгиня Мария Тенишева, коллекционер и меценат

 

Личное дело

Мария Клавдиевна Тенишева (урождённая Пятковская, 1858–1928) родилась в Петербурге. Происходила она из столичных дворян, но была незаконнорожденной. Детские и отроческие годы провела в доме отчима – Морица Петровича фон Дизена, владевшего домами в Петербурге и Москве. Получала домашнее образование, а в 1869-м поступила в только что открывшуюся гимназию Спешневой и Дурново. Это была первая в России женская гимназия, где обучение велось по программам мужских реальных училищ.

В 1876 году вышла замуж за правоведа Рафаила Николаевича Николаева. У супругов родилась дочь, также названная Марией, однако брак не сложился из-за непримиримой разницы двух натур. В 1881 году с маленькой дочерью Мария уехала в Париж, где поступила в вокальную школу Маркези (у нее было прекрасное сопрано). Здесь она познакомилась с Антоном Рубинштейном и Шарлем Гуно, тогда же встретилась с русской актрисой Марией Савиной и Иваном Тургеневым.

Самостоятельно начала изучать историю искусства и заниматься рисованием под руководством художника-копииста Жильбера. К этому же времени относится начало ее увлечения древними эмалями.

Поворотным для Марии стал 1892 год – она вышла замуж за князя Вячеслава Николаевича Тенишева — крупного российского промышленника. Получив социальный статус, который открывал перед ней огромные возможности, она решила употребить его не на личное процветание, а на служение русской культуре. Переехав в Бежицу, где располагался управляемый  мужем Брянский рельсопрокатный завод, Тенишева начинает активно заниматься просветительской и меценатской деятельностью. В имении Хотылево в Брянском уезде княгиня основала одноклассную школу; близ Бежицкого завода были организованы ремесленное училище (первый выпуск состоялся в 1896 году), столовая и клуб для рабочих.

Однако более важной «точкой приложения сил» Тенишевой стало имение Талашкино в Смоленской губернии, приобретенное ей в 1893 году у подруги детства Екатерины Константиновны Святополк-Четвертинской. При этом бывшая владелица осталась жить в имении, получив право пожизненной аренды и фактически управляя им вместе с Тенишевой. Подруги воплотили в Талашкино концепцию «идейного имения», то есть центра просветительства, возрождения традиционной народной художественной культуры и одновременно развития сельского хозяйства. Здесь были построены оранжереи, вольеры для редких животных, паровая мельница, мастерские для ремонта сельскохозяйственной техники, дома для двухсот наемных работников и многое другое.

В 1894 году Тенишевы приобрели недалеко от Талашкина хутор Фленово и открыли там уникальную по тем временам сельскохозяйственную школу, собрав превосходных преподавателей и богатейшую библиотеку. Использование самых передовых достижений аграрной науки позволило школе готовить высокоэффективных фермеров, которых требовала реформа Столыпина.

В 1895 году сбылась еще одна давняя мечта княгини – начались занятия в Тенишевской рисовальной школе в Петербурге. Школа, готовившая учащихся к поступлению в Академию художеств, просуществовала до смерти князя Вячеслава Тенишева в 1903 году. Через нее за несколько лет прошло множество учащихся, среди которых были Мстислав Добужинский, Зинаида Серебрякова, Иван Билибин. Инициатором открытия школы и ее первым руководителем стал Илья Репин, с которым Тенишева была знакома с 1891 года.

Круг известных знакомых Тенишевой постоянно расширялся – в него вошли Петр Чайковский, Александр Бенуа, Савва Мамонтов. С последним именно в доме Тенишевых в 1898 году был подписан договор об издании журнала «Мир искусства», ставшего важнейшим феноменом русской культурной жизни рубежа столетий. Равноправными совладельцами журнала стали Мария Тенишева и Савва Мамонтов.

Заветной мечтой Тенишевой было эмалевое дело. На этом поприще ее также ожидал  огромный успех. Именно благодаря трудам Тенишевой и ее исканиям была возрождена технология эмали, совместно с художником Жакеном были разработаны и получены более 200 тонов непрозрачной (опаковой) эмали, восстановлен способ изготовления «выемчатой» эмали.

За свои труды во Франции Тенишева была избрана действительным членом Общества изящных искусств и членом Союза декоративно-прикладного искусства в Париже. После выставки своих работ в Риме Тенишева получила Почетный диплом от итальянского Министерства народного просвещения и была избрана почетным членом Римского археологического общества. В 1916 году защитила в Москве диссертацию, посвященную искусству эмали, которая была отмечена золотой медалью.

Тенишева была серьезным коллекционером; главной ее страстью была акварель. Впоследствии коллекция акварелей русских мастеров была передана Тенишевой в дар Государственному Русскому музею.

Еще одной страстью Тенишевой была русская старина. Собранная ею коллекция предметов русской старины была выставлена в Париже и произвела огромное впечатление. Именно эта коллекция стала основой музея «Русская старина» в Смоленске (ныне в собрании Смоленского музея изобразительных и прикладных искусств им. С.Т. Коненкова). В 1911 году Тенишева передала в дар Смоленску созданный ею первый в России музей этнографии и русского декоративно-прикладного искусства «Русская старина». Тогда же была удостоена звания почетной гражданки города Смоленска.

Тенишевой благоволил император Николай II. В 1912 году, прибыв в Смоленск в связи со 100-летием Отечественной войны 1812 года, он посетил ее музей, а в 1914 – лазарет, который она открыла и в котором работала сама.

Покинув Россию после Октябрьской революции, Тенишева поселилась в Париже, где продолжила заниматься эмалью, а также вела обширную переписку, собирая материал для книги мемуаров «Впечатления моей жизни». Опубликованные в Париже уже после ее смерти воспоминания княгини Тенишевой охватывают период с конца 1860-х годов до новогодней ночи 1917 года.

Марии Тенишевой не стало 14 апреля 1928 года. Похоронена на кладбище Сель-Сен-Клу.

 

Чем знаменита

 
В. Серов. Портрет М.К, Тенишевой. 1898. Смоленская картинная галерея

Мария Тенишева - выдающаяся личность в области русской культуры, знаменитая меценатка, была, по свидетельству современников, "гордостью всей России" и одной из самых незаурядных женщин своего времени. Она является одной из самых значительных фигур русского меценатства рубежа веков - наряду с Сергеем Дягилевым, Саввой Морозовым и Саввой Мамонтовым.  Значительные средства своего мужа она тратила на организацию художественных школ и студий, мастерских прикладного искусства, на издание журналов и поддержку художников. Поддерживала Леона Бакста, Александра Бенуа, других видных современников.

Имение Талашкино, благодаря Марии Клавдиевне, стало одним из наиболее знаменитых центров художественной жизни России. С Талашкино связаны имена Михаила Нестерова, Валентина Серова, Исаака Левитана и многих других художников.

Тенишева также немало сделала для возрождения технологии эмали, которая благодаря ей обрела вторую жизнь.

 

О чем надо знать

Вячеслав Тенишев получил международное признание как ученый-социолог, автор многочисленных научных трудов. Сторонник эволюционного развития человечества и противник революционных мер, он активно интересовался политикой. С социальной политикой правительства он был несогласен, а посему находился под негласным надзором полиции. В своем петербургском доме основал этнографическое бюро и разработал программу сбора этнографических сведений, что позволило ему объединить деятельных людей в 23 губерниях для сбора ценнейших материалов. Примечательно, что художников,  «богему», старину и коллекционирование он не любил, поэтому с Марией Тенишевой у него почти не было точек соприкосновения. Объединяли их просветительство и любовь к музыке.

Могилы Вячеслава Тенишева не существует. После смерти он был захоронен в подклети церкви Св. Духа на хуторе Фленово недалеко от села Талашкино. В  1917 году гроб был вынесен местными жителями и разломан, а тело перенесено в безымянное захоронение на сельское кладбище.

 

Прямая речь

О народе: «Как-то совестно было жить в нашем культурном Талашкине в убранстве и довольстве и равнодушно терпеть вокруг себя грязь и невежество и непроглядную темноту. Меня постоянно мучило нравственное убожество наших крестьян и грубость их нравов. Я чувствовала нравственный долг сделать что-нибудь для них, и совсем уж было противно в разговоре со многими из богатых помещиков нашего края слушать, как люди, часто без милосердия притеснявшие мужиков, называли их "серыми", презирали, гнушались ими... Слепые, под неприглядной корой они проглядели то, что вылилось когда-то в былины и сказки, и тихую, жалостно-горестную песнь о несбыточном счастье... Разыскать эту душу, отмыть то, что приросло от недостатка культуры, и на этой заглохшей, но хорошей почве можно взрастить какое угодно семя...»

О посещении лазарета Николаем II: «Оставшись им очень доволен, он благодарил меня, милостиво обласкал и наградил медалями моих раненых».

О предчувствии революции: «Какая щемящая тоска! Тяжелое разочарование мало-помалу охватило меня, и я не в силах справиться с собой. С каждым днем это чувство растет, с каждым часом что-то отрывается, до боли терзая душу. Чувствую нашу гибель, мы падаем куда-то в пропасть, мы завязли в такую пучину, где умирает все – и лучшие чувства, и надежды на будущее…»

Иван Билибин о Марии Тенишевой: «Всю свою жизнь она посвятила родному русскому искусству, для которого сделала бесконечно много».

Николай Рерих об эмалях Тенишевой: «Думаю, в последних работах княгине Тенишевой захотелось старинным мастерством захватить старинную идольскую область домашнего очага. Вызвать к жизни формы забытых талисманов, посланных богинею благополучия охранять дом человека. В наборе стилизованных форм чувствуется не художник-анималист, а мечтания о талисманах древности.

Как орнаменты, полные тайного смысла, особенно привлекают наше внимание, так и настоящая задача княгини Тенишевой развертывает горизонты больших художественных погружений».

Николай Рерих – памяти Тенишевой: «Как спокойно и благополучно могла устроиться в жизни Мария Клавдиевна. По установленным образцам она могла надежно укрепить капитал в разных странах и могла оказаться в ряду тех, которые вне человеческих потрясений мирно кончают свою жизнь " на дожитии".

Но стремление к знанию и к красоте, неудержное творчество и созидание не оставили Марию Клавдиевну в тихой заводи. Всю свою жизнь она не знала мертвенного покоя. Она хотела знать и творить и идти вперед».

 

5 фактов о Марии Тенишевой

  • В числе предполагаемых отцов Тенишевой называли императора Александра II
  • Родные мужа не признали бесприданницу, и в родословную князей Тенишевых Мария Клавдиевна не была вписана
  • Перу Тенишевой принадлежит либретто оперы «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» композитора Николая Фомина, которая была поставлена в Талашкино
  • Тенишева бежала из Крыма в 1919 году. Покидая Россию, она смогла захватить  с собой единственную в своем роде коллекцию эмалевых произведений, представлявшую из себя полную историю этого дела в памятниках древности, и драгоценности, которые зашила в платье. На это и жила в Париже.
  • Надгробие Марии Тенишевой сделано по эскизу Ивана Билибина

 

Материалы о Марии Тенишевой

Тенишева Мария Клавдиевна. Впечатления моей жизни

Николай Рерих. Памяти Марии Клавдиевны Тенишевой

Хроника жизни М.К. Тенишевой

Мечта княгини Тенишевой

Статья о Марии Тенишевой в Википедии

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.