26 февраля 2018, понедельник, 06:22
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

В древности на Ближнем Востоке земледелие изобрели дважды

Горы Загрос

Авторы нового исследования, опираясь на данные древних геномов, пришли к заключению, что представители двух различных древних народов Ближнего Востока независимо друг от друга изобрели земледелие. В ходе работы ученые исследовали геномы 44 человек, живших в древности на территории современных Армении, Турции, Израиля, Иордании и Ирана. Исследование опубликовано на сайте препринтов bioRxiv.

Около 11 тысяч лет назад обитатели ближневосточного региона, известного под названием Плодородный полумесяц, перешли от кочевого образа жизни, при котором источником питания служили охота и сбор диких растений, к оседлому. Эти первые земледельцы также одомашнили животных: овец, свиней и других. Примерно 8 000 лет назад первые земледельцы стали мигрировать из Ближнего Востока в окрестные земли. Было проведено уже немало исследований ДНК этих людей, но жаркий климат затрудняет выделение образцов из костных останков. Последние достижения генетиков позволили им получать ДНК из так называемой каменистой части височной кости (petrous), которая у человека служит вместилищем для среднего и внутреннего уха. Группа ученых во главе с Иосифом Лазаридисом и Дэвидом Рейхом из Гарвардской медицинской школы использовала этот метод и сумела проанализировать геномы 44 жителей Ближнего Востока, умерших от 3,5 до 14 тысяч лет назад. Для каждого генома были исследованы тысячи однонуклеотидных полиморфизмов, по которым генетические образцы стало возможным сравнивать между собой и определять степень их близости.

Они обнаружили резкие различия между геномами неолитических обитателей южного Леванта, включающего Израиль и Иорданию, и тех, кто жил в Загросе, в западной части Ирана. Первые земледельцы Загроса были более тесно связаны с охотниками и собирателями, которые жили в этом регионе до неолита. Такие различия в ДНК заставляют ученых подозревать, что охотники-собиратели в южном Леванте и в Иране независимо друг от друга перешли к земледелию.

Археолог Роджер Мэтьюз (Roger Matthews) из Университета Рединга, возглавляющий Central Zagros Archaeological Project, утверждают, что существуют и археологические подтверждения этого. Земледельцы Загроса выращивали полбу, а также первыми одомашнили коз. Их коллеги с юга Леванта растили пшеницу и ячмень. Около 9,5 тысяч лет назад обе сельскохозяйственные традиции начали распространяться по всему Ближнему Востоку. Ученый предполагает, что представители двух центров сельского хозяйства встретились на юге современной Турции, где искали обсидиан – минерал, из которого удобно делать различные орудия. Из Турции в Европу переселялись народы, у которых уже имелись культурные растения и одомашненные животные, характерные для обоих центров. Одновременно земледельцы Загроса двинулись на север в евразийские степи и на восток – в Индию. А жители Леванта переселялись в Африку, принеся земледелие туда.

Другое исследование, представленное некоторыми из членов этой исследовательской группы, посвящено прочтению полного генома женщины, жившей в Загросе 10 тысяч лет назад. Различия между ее геномом и генетическими характеристиками древних земледельцев Анатолии, по мнению исследователей, тоже указывает на независимое возникновение земледелия в Загросе. Эта работа также опубликована на сайте bioRxiv.