19 февраля 2018, понедельник, 03:12
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

Комары помогают вирусам заражать людей

Комар
Wikimedia Commons

Исследование показывает, что комары не просто доставляют вирусы болезней, таких как лихорадки денге или Зика, в кровь человека, но и оказывают вирусу активную помощь в заражении. Воспаление, которое развивается на месте укуса, помогает вирусу быстрее размножаться и распространиться по организму.

Ученые уже давно заметили, что заражение через укус комара вызывает у подопытных мышей более серьезные заболевания, чем введение такого же количества вируса через шприц. Но до недавних пор причины этого были неясны. Ответ нашли иммунолог Клайв Маккимми (Clive McKimmie) и его коллеги из Университета Лидса. В своем эксперименте они заражали мышей относительно безвредным вирусом леса Семлики (SFV), родственным вирусу, который вызывает лихорадку чикунгунья. Когда штамм был введен с помощью инъекции, ни у одной из мышей не было сильных проявлений болезни. Но при введении вируса через укус комара, он распространялся быстрее, а болезнь протекала в тяжелой форме. Четыре из одиннадцати укушенных комарами мышей погибли.

Исследователи установили, что слюна комара вызывает воспаление в месте укуса. Туда направляются клетки, известных под названием нейтрофилы. Они активируют другие клетки – макрофаги, чья задача состоит в уничтожении микробов или других проникших в организм патогенов. Используя вирус SFV, помеченный флуоресцентным красителем, исследователи обнаружили, что макрофаги сами заражаются вирусом и начают распространять болезнь дальше, подобно полицейские, которые сами присоединяются к толпе, которую они должны разогнать. Когда исследователи вирусом заразили штамм мышей, лишенных макрофаги, у мышей не проявлялось столь тяжелых симптомов болезни. Значит, вирус фактически использует макрофаги для репликации и быстрого распространения в организме, пришли к заключению авторы исследования.

Маккимми полагает, что использование простых средств, таких как противовоспалительный крем, наносимый на место укуса, поможет снизить тяжесть многих инфекций, переносимых комарами. Ученые намерены проверить эту гипотезу и в случае подтверждения рекомендовать такой метод профилактики в местах распространения болезней.

Исследование опубликовано в журнале Immunity.