16 августа 2018, четверг, 07:55
Facebook Twitter VK.com Telegram

Отец и сын раскрыли секрет глаз головоногих моллюсков

Каракатица

Ученых давно интересовал парадокс, связанный с головоногими моллюсками. С одной стороны, осьминоги и кальмары известны способностью быстро менять цвет, чтобы слиться с фоном и спрятаться от опасности или чтобы привлечь полового партнера. С другой, строение их глаз указывает, что сами они не способны воспринимать различные цвета. В глазах головоногих только один тип фоторецепторов, так что, казалось бы, они обречены быть дальтониками.

Решение вопроса предложили зоолог Александр Стаббс (Alexander L. Stubbsa) и его отец физик и астроном Кристофер Стаббс (Christopher W. Stubbs). В статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, они, исходя из строения глаза головоногих, описали механизм, позволяющий им получать информацию о цвете. По словам исследователей, каракатицам помогает физическое явление, которое весьма огорчает всех производителей оптики – хроматическая аберрация. Конструкторы фотоаппаратов стремятся избежать появления цветных полос на снимках, вызванных тем, что свет с разной длинной волны фокусируется на разных расстояниях позади объектива. Моллюски способны менять положение зрачка своих глаз, чтобы обнаружить свет с разной длиной волны, а затем их мозг суммирует информацию, получая в итоге цветную картину окружающего мира. Подтвердить это ученые смогли, использовав компьютерную модель, которую Кристофер Стаббс ранее создал для своих работ в области астрофизики. Программа моделирует смещение сетчатки назад и вперед, накладывает друг на друга получившиеся изображения, а затем измеряет контраст.

По словам ученых, полученные результаты хорошо согласуются с предшествующими исследованиями строения и физиологии глаз головоногих моллюсков. Принципиально иная схема цветового зрения у головоногих не удивляет зоологов, так как их глаза, хоть и похожи внешне на глаза позвоночных, возникли независимо от них и эволюционировали своим путем.