20 сентября 2018, четверг, 01:42
Facebook Twitter VK.com Telegram

21 июля 2016, 13:21

Экспериментальный препарат для лечения рака поможет и при атеросклерозе

Микрофотография среза артерии с артериальными бляшками
Wikimedia Commons

Лекарственный препарат, который уже проходит первую фазу клинических испытаний в качестве средства от рака, вероятно, можно будет использовать и для лечения сердечно-сосудистых заболеваний, связанных с отложениями холестерина в кровеносных сосудах. Авторы нового исследования установили, что механизм, который клетки опухоли и нагруженные жиром клетки артериальной бляшки, используют, чтобы скрыться от иммунной системы, основан на одной и той же молекуле. Это сигнальное вещество предотвращает уничтожение мертвых клеток внутри артерий. Эксперимент показал, что при блокировании такого сигнала, количество артериальных бляшек у лабораторных мышей сократилось.

«Это будет новая платформа терапии, а не просто очередной препарат, снижающий уровень холестерина», – говорит Николас Липер (Nicholas Leeper), сосудистый биолог из Стэнфордского университета и ведущий автор нового исследования.

Хотя уровень холестерина способствует возникновению атеросклероза, история развития этого заболевания значительно сложнее. Когда жировые отложения повреждают стенки артерии, активизируются клетки иммунной системы, в частности макрофаги, которые уничтожают умершие и поврежденные клетки. Но вскоре погибшие мышечные клетки и макрофаги присоединяются к растущей на стенке артерии бляшке. В ее центре возникает участок некроз, заполненный погибшими клеткам. Он дестабилизирует остальную часть артериальной бляшки и может привести к ее разрыву, который опасен потенциальной блокировкой артерии и, следовательно, может вызвать инфаркт или инсульт.

Липер и его коллеги изучали клеточную коммуникацию между отмирающими клетками и макрофагами. Ранее они обнаружили на мембране этих клеток две молекулы, которые служат для макрофагов сигналом, что эту клетку надо уничтожить. Теперь же они выяснили, что есть и молекула, которая сигнализирует о том, что клетка здорова и макрофагом трогать ее не надо. Они предположили, что будет значительно легче избавиться от этой сигнальной молекулы, чем искусственно вызывать появление молекул, стимулирующих макрофаги.

В Стэндфордском университете уже проводится испытание антител, которые блокируют такую сигнальную молекулу (она обозначается CD47) в клетках опухолей. Исследователи атеросклероза решили проверить, будет ли эффективна блокировка CD47 и при борьбе с артериальными бляшками. Команда Липера проанализировала образцы артериальных бляшек у людей, перенесших операцию по поводу отложений в сонной артерии. Оказалось, что в артериальных бляшках уровень CD47 значительно выше, чем в здоровых артериальных тканях. Чтобы выяснить, поможет ли блокирование CD47 остановить рост бляшки, ученые применили противораковые антитела для экспериментов с несколькими группами лабораторных мышей, у которых были смоделированы сердечно-сосудистые заболевания. При высоком содержании жиров, у этих мышей быстро развиваются бляшки в артериях, так как у них отсутствует ген, который регулирует обмен холестерина. Внутривенное введение анти-CD47 антител смогло уменьшить артериальные отложения у них примерно на половину.

Полученный результат делает эти антитела перспективным кандидатом на роль лекарства от атеросклероза. Исследование опубликовано в журнале Nature.