19 марта 2024, вторник, 08:13
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

20 февраля 2017, 11:28

Рисунок собаки признан работой Рембрандта

© C. Cordes, Herzog Anton Ulrich Museum, Braunschweig

Набросок сидящей собаки из Музея герцога Антона Ульриха в Брауншвейге признан авторитетными специалистами принадлежащим руке знаменитого голландского живописца Рембрандта ван Рейна.

Ранее автором этого рисунка считали немецкого художника-анималиста Йохана Мельхиора Рооса (1663 – 1731), представителя известной в XVII – XVIII веках семьи немецких художников. Этот художник, а также его брат и сестра, прославились именно изображениями животных. Они создали немало работ как в станковой живописи, так и в зоологической иллюстрации. Так что рисунок собаки XVII века, не имевшей точно атрибуции, был признан работой Рооса “по умолчанию”, тем более, что Йохан Мельхиор много лет жил в Брауншвейге.

Два года назад рисунок привлек внимание директора музея Томаса Дёринга (Thomas Döring). Это случилось во время работ по созданию цифровой версии коллекции 10000 рисунков, принадлежавших семейству брауншвейгских герцогов. Сейчас это собрание разделено между Музеем герцога Антона Ульриха в Брауншвейге и библиотекой в Вольфенбюттеле. Виртуальный Kupferstichkabinett, созданный усилиями сотрудников обоих учреждений, впервые дал возможность объединить разрозненное собрание.

Дёринг отметил, что манера рисунка не похожа на обычный стиль Йохана Мельхиора Рооса. Динамичная поза собаки, уверенные штрихи, изменения в затемнении от очень плавных к резким напомнили ему наброски, которые делал к своим картинам Рембрандт.

За два года Дёринг подробно изучил работу, в том числе и под микроскопом, а также сопоставил ее с рисунками Рембрандта из музеев в Амстердаме, Париже и Вене и с работами других художников того времени. Он проконсультировался с ведущими специалистами по Рембрандту. Хольм Беверс (Holm Bevers), главный хранитель отдела голландских и фламандских гравюр и рисунков в Государственном музее Берлина, первым признал изображение собаки работой Рембрандта. С ним согласился Питер Рулофс (Pieter Roelofs), куратор голландской живописи XVII века из Рейксмюзеума в Амстердаме. Недавно Дёринг опубликовал рисунок и свою атрибуцию в журнале Master Drawings и получил единодушные положительные отзывы.

Животные, в том числе и собаки, нередко встречаются на картинах Рембрандта, например, в знаменитой картине «Ночной дозор». Известен и ряд набросков художника, где изображены люди с собаками. На других его рисунках есть львы, свиньи, слоны, верблюды, кошки и лошади. Всех их он рисовал при подготовке к работе над картинами на библейские, мифологические и исторические сюжеты. Далеко не все анималистические наброски Рембрандта сохранились. Известно, что художник объединил их в том «Животные, с натуры» («Beesten nae’t leven»), который упоминается в 1656 году в описи его имущества, но позднее этот том был утрачен.

Рисунок собаки будет выставлен в Музее герцога Антона Ульриха с 6 апреля по 17 июля в рамках выставки «Дюрер, Сезанн и я: как мастера рисуют».

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.