29 апреля 2017, суббота, 02:39
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

Ученые преодолеют устойчивость туберкулеза к антибиотикам

Mycobacterium tuberculosis
NIAID

По данным Всемирной организации здравоохранения, в 2015 году 10,4 млн. человек заразились туберкулезом, а около двух миллионов умерли от этой болезни. Почти половина новых пациентов была инфицирована штаммами Mycobacterium tuberculosis с множественной лекарственной устойчивостью, следовательно, большая часть противотуберкулезных препаратов им не поможет.

Группа ученых из Франции, Швеции, Бельгии, Швейцарии и Южной Кореи нашла способ сделать микобактерии туберкулеза вновь восприимчивыми к одному из уже существующих лекарств. Это этионамид, который сейчас служит противотуберкулезным антибиотиком второго ряда. Применение этионамида сильно ограничивается его побочными эффектами, в частности вредным влиянием на органы пищеварения, печень и щитовидную железу, но если открытие подтвердится, то и этот его недостаток будет преодолен, так как для лечения понадобятся меньшие дозы.

Этионамид представляет собой пролекарство, то есть в действующую форму он переходит уже в организме под воздействием одного из белков микобактерии – ethA. Но у многих микобактерий в гене, ответственном за выработку данного белка, произошла мутация, сделавшая их полностью устойчивыми к этионамиду. Исследователи обнаружили у возбудителя туберкулеза другой ген (ethA2), который обычно неактивен, поэтому резистентность по этому гену у них не успела выработаться. В сочетании с низкомолекулярным веществом SMARt-420 активность этого гена значительно увеличивается, что делает микобактерию уязвимой для этионамида.

Эксперименты в бактериальных культурах и на лабораторных мышах показали высокую эффективность предложенного метода против широкого спектра штаммов M. tuberculosis, как чувствительных к этионамиду, так и резистентных. У мышей, получавших комбинацию из этионамида и SMARt-420, количество бактерий в легких снижалось почти в 40 000 раз. Поскольку SMARt-420 значительно увеличивает эффективность препарата, его можно будет применять в малых дозах, избегая тяжелых побочных эффектов.

Чтобы уменьшить шансы бактерий обзавестись мутацией и в гене ethA2 и стать устойчивыми к этому лечению, исследователи предлагают применять SMARt-420 при терапии эпизодически, чтобы уничтожать тех бактерий, которые имеют мутацию в гене ethA. С прочими бактериями этионамид будет справляться в одиночку.

Исследователи надеются приступить к клиническим испытаниям через 18 месяцев. Работа ученых опубликована в журнале Science.