18 ноября 2017, суббота, 15:04
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

03 апреля 2017, 14:45

Одноклеточные существа изобрели гарпунные пулеметы

Science Magazine/YouTube

Динофлагелляты (Dinoflagellata) – одноклеточные существа, которые ранее включались в тип простейших царства животных, а ныне часто рассматриваются как самостоятельная группа. Многие из них обладают стрекающими органами – подобием небольших гарпунов на привязи, “выстреливающих” из тела динофлагеллята и поражающих его добычу. Эти органы были и ранее известны биологам, но их эволюционная история выяснилась только теперь.

Стрекающие органы динофлагеллят напоминают своим строением и функцией стрекательные клетки медуз и полипов. Однако анализ генов и белков, задействованных в создании оружия динофлагеллят, показал, что они используют с этой целью другие белки. Следовательно, свои стрекательные органы динофлагелляты получили в ходе эволюции независимо. Подробное исследование их анатомии показывает, что органы динофлагеллят устроены гораздо сложнее аналогичных структур у медуз. Например, представители рода Nematodinium могут выпускать одновременно до пятнадцати миниатюрных гарпунов, когда к ним приближается добыча. Исследователи сравнивают устройство их стрекательного аппарата с многоствольной картечницей Гатлинга – одним из первых прообразов пулеметов. С дальнейшей эволюцией защитных приспособлений к одноклеточных организмов, которыми питаются динофлагелляты, усложнялось и устройство их охотничьих приспособлений.

Исследование опубликовано в журнале Science Advances.