19 сентября 2018, среда, 09:55
Facebook Twitter VK.com Telegram

Генетики раскрывают тайны древних хананеев

Ученым удалось извлечь ДНК из останков пяти жителей древнего города Сидон
ALI HASHISHO/REUTERS/Newscom

Народы, построившие около четырех тысячелетий назад города на территории Леванта, известны под общим названием хананеев. Во второй половине II тысячелетия до н. э. их земли были завоеваны семитскими племенами. Часть древних народов Ханаана исчезла, некоторые остались жить по соседству с пришельцами. Но никаких письменных источников древние хананеи не оставили, поэтому вся имеющаяся информация о них получена из свидетельств соседних народов или благодаря находкам археологов. Теперь свое слово о хананеях смогли сказать и генетики.

Под руководством Марка Хабера (Marc Haber) удалось извлечь ДНК из останков пяти жителей древнего города Сидон (на территории современного Ливана). Их возраст около 3700 лет. Прочитав их геномы, ученые убедились, что в словах греческих историков, говоривших, что хананеи пришли с востока, есть доля истины. Около половины генома хананеев принадлежало местным земледельцам, жившим в этих местах еще 10 тысячелетий назад, а вот другая половина указала на связь с ранним населением Ирана. Как полагают исследователи, жители Иранского нагорья мигрировали в земли Леванта около 5000 лет назад и начали смешиваться с коренным населением.

Результаты, которые получили Марк Хабер и его коллеги, совпадают с данными ряда предшествующих исследований. В частности, генетик из Гарвардской медицинской школы в Бостоне Иосиф Лазаридис (Iosif Lazaridis), исследовав геномы из древних скелетов, найденных в Иордании, тоже обнаружил смесь местных и иранских генов.

Марк Хабер также сравнил полученные им геномные последовательности с геномами современных людей. Для этого он получил генетический материал от 99 жителей Ливана, а также использовал сотни других геномов, прочитанных его предшественниками. Если бы, как следует из ветхозаветной книги Иисуса Навина, завоевавшие Ханаан иудеи полностью уничтожили местных жителей, совпадений древних геномов с современными обнаружить бы не удалось. Но на деле оказалось, что более 90 % генов современных ливанцев имелись уже у древних ханенеев. Возможно, оставшаяся часть генома была привнесена примерно 3000 лет назад в ходе переселения «народов моря», к числу которых относились филистимляне.

Итоги исследования опубликовал The American Journal of Human Genetics.