19 марта 2024, вторник, 11:06
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

29 июля 2017, 00:04

Мемория. Иван Айвазовский

Иван Константинович Айвазовский
Иван Константинович Айвазовский

29 июля 1817 года родился художник Иван Айвазовский.

 

Личное дело

Иван (Ованес) Константинович Айвазовский (1817 – 1900) родился в Феодосии и был окрещен в местной армянской церкви. Отцом его был купец Константин (Геворк) Айвазовский, переехавший в Феодосию из Галиции. В семье были три дочери и два сына. Мальчик окончил уездное училище в Феодосии, а затем Симферопольскую гимназию. Способности к рисованию проявил с детства, начав копировать понравившиеся ему гравюры из книг. Вскоре его одаренность стала столь очевидной, что по протекции феодосийского градоначальника Александра Казначеева он отправился в Петербург, где в 1833 году был зачислен в Академию художеств. Там он учился в пейзажном классе у профессора Максима Воробьева, в батальном классе – у А. Зауервейда, а также у французского мариниста Ф. Таннера.

Уже в 1835 году за этюд «Воздух над морем» Айвазовскому была присуждена серебряная медаль второй степени. А в 1837 году на академической выставке он показал шесть картин, получивших высокую оценку Совета Академии художеств, который постановил: «Как I-ой ст. академист, Гайвазовский удостоен к получению за превосходные успехи в живописи морских видов золотой медали первой степени, с которою сопряжено право путешествия в чужие края для усовершенствования». Однако сначала молодой художник был направлен на два года в Крым.

За время пребывания в Крыму Айвазовский написал ряд картин, среди которых «Лунная ночь в Гурзуфе», «Морской берег» и другие. Он плавал на кораблях Черноморского флота, познакомился с видными русскими флотоводцами. Тогда же он близко сошелся  с морскими офицерами М. Лазаревым, Ф. Литке, В. Корниловым, П. Нахимовым, В. Истоминым – будущими адмиралами и героями обороны Севастополя. Довелось художнику побывать и в боевой обстановке во время десанта в Субаше. Эту операцию он изобразил потом на картине «Высадка в Субаши». Отправившись в 1840 году в Италию, Айвазовский познакомился с живущими там деятелями русской культуры, среди которых был Николай Гоголь и художник Александр Иванов. В Париже он принял участие в выставке, проводившейся в Лувре. Его картины «Неаполитанский залив в лунную ночь», «Остров Капри», «Буря» получили золотые медали Римской и Парижской академий.

Вернувшись в 1844 году на родину, Айвазовский получил звание академика Российской Академии художеств. По высочайшему указу его назначили художником Главного военно-морского штаба с правом ношения мундира. Ему был поручен «обширный и сложный заказ» - написать все русские военные порты на Балтийском море. Айвазовский исполнил его за зиму 1844 – 1845 года. Весной 1845 года он отправился на Черное море, где с адмиралом Литке принял участие в плавании к берегам Малой Азии и островам Греческого архипелага.

После этого художник поселился в родной Феодосии, построив там дом и большую мастерскую. С тех пор Айвазовский постоянно жил и работал в Феодосии, хотя часто совершал путешествия. Как правило, зимой он приезжал в столицу, где устраивал очередную выставку своих картин. Побывал он и на Кавказе, в Египте, в Константинополе, во Франции, а в 1898 году совершил поездку в США (среди его картин есть и «Ниагарский водопад»). Айвазовский основал в Феодосии новую армянскую школу, художественное училище, историко-археологический музей, типографию, построил новую и обновил старую армянские церкви, установил часовню в память генерала Котляревского, провел в город водопровод. При его участии проектировалось здание концертного зала. Помогал армянским студентам и семьям армян, переселявшихся из Турции.

В 1867 году на острове Крит, находившемся во владении турецкого султана, вспыхнуло восстание. Этой борьбе греческого народа за независимость Айвазовский посвятил цикл картин. Ряд его картин посвящен и антитурецким восстаниям греков начала XIX века.

В 1868 году Айвазовский предпринял путешествие на Кавказ. Там он запечатлел предгорья Кавказа, Дарьяльское ущелье, Тифлис, аул Гуниб – место пленения Шамиля. В Армении он написал озеро Севан, Арарат и Араратскую долину. На следующий год Айвазовский отправился в Египет для участия в церемонии открытия Суэцкого канала. В результате этого путешествия была написана панорама канала и создан ряд картин, отражающих природу, жизнь и быт Египта, с его пирамидами, сфинксами, караванами верблюдов. В 1870 году, когда отмечалось пятидесятилетие открытия Антарктиды русскими мореплавателями Беллинсгаузеном и Лазаревым, Айвазовский написал картину «Ледяные горы». Когда в 1877 году русская армия заняла Карс и часть Западной Армении Айвазовский встретился с участниками боев и создал крупное полотно «Взятие Карса ночью».

Умер художник в Феодосии 2 мая 1900 года.

 

Чем знаменит

 
Иван Айвазовский

Иван Айвазовский  - выдающийся художник-маринист, автор более шести тысяч картин. Среди самых известных его работ «Девятый вал», «Радуга», «Ночь на Босфоре», «Феодосия. Лунная ночь», «Буря на море», «Гурзуф ночью». Важную часть его наследия составляют произведения, посвященные сражениям русского флота. Во время Крымской войны Айвазовский приехал в Севастополь. Он подробно расспрашивал участников только что произошедшей Синопской битвы о ее деталях и вскоре закончил и выставил в Севастополе картины, изображающие Синопский бой ночью и днем. Адмирал Нахимов отметил, что сражение было изображено «чрезвычайно верно». Несколько картин Айвазовский посвятил героической обороне осажденного Севастополя. Отдельный цикл полотен Айвазовского посвящен истории русского военного флота: «Петр I на берегу Финского залива», «Чесменский бой», «Наваринский бой», «Бриг «Меркурий» атакованный двумя турецкими кораблями» и другие. Его картины отличаются высокой точностью в изображении кораблей XVIII века.

 
«Ночь на Босфоре». Художник: Иван Айвазовский

Менее известны картины Айвазовского, посвященные украинской природе («Чумацкий обоз», «Украинский пейзаж», «Свадьба на Украине») и армянской истории («Крещение армянского народа. IV век», «Клятва. Полководец Вардан. V век», «Посещение Байроном мхитаристов на острове св. Лазаря в Венеции» и другие).

 

 

О чем надо знать

Осенью и зимой 1895 года в Османской империи произошли трагические события, вошедшие в историю как Хамидийская резня. Инициированные султаном Абдул-Гамидом II массовые убийства армян в Стамбуле и в районе озера Ван потрясли Айвазовского. В письме католикосу Хримяну художник писал: «Глубокой болью омрачила мое сердце невиданная и неслыханная резня несчастных армян…» Он посвятил этим событиям ряд картин: «Погром армян в Трапезунде», «Армян погружают на корабли», «Армян живыми бросают в море», «Резня в Адане» - картины были выставлены в Москве и в Одессе. Айвазовский принял участие в заботах о сотнях беженцев, оказавшихся в Крыму. Турецкий орден, врученный ему когда восхитившимся его картинами султаном, Айвазовский бросил в море, сказав турецкому консулу: «Если султан хочет, пусть и он мои картины выбросит в море, мне не жаль».

 

Прямая речь

«Первые картины, виденные мною, когда во мне разгоралась искра пламенной любви к живописи, были литографии, изображающие подвиги героев в исходе двадцатых годов, сражающихся с турками за освобождение Греции. Впоследствии я узнал, что сочувствие грекам, свергающим турецкое иго, высказывали тогда все поэты Европы: Байрон, Пушкин, Гюго, Ламартин… Мысль об этой великой стране часто посещала меня в виде битв на суше и на море».

Из воспоминаний Айвазовского

 

«Талант Айвазовского всеми признан, несомненно, точно так же, как и талант Александра Дюма-отца; и между этими двумя художниками чрезвычайно много общего. Г-н Дюма пишет с необычайною легкостью и быстротою, и г-н Айвазовский тоже. Г-н Дюма написал ужасно много, г-н Айвазовский тоже. И тот и другой художник поражают чрезвычайною эффектностью, и именно чрезвычайною, потому что обыкновенных вещей они вовсе и не пишут, презирают вещи обыкновенные. Занимательность их композиций не подлежит сомнению: Дюма читался с жадностью, с азартом; картины г-на Айвазовского раскупаются нарасхват. У того и у другого того произведения имеют сказочный характер: бенгальские огни, трескотня, вопли, вой ветра, молния. И тот и другой употребляют краски, во-первых, обыкновенные, а потом, вдобавок к ним, пускают там и сим эффекты - тоже с естественным источником, но преувеличенные до последней степени, до той точки, где начинается уже карикатура».

Федор Достоевский «Выставка в Академии художеств за 1860 - 61 год»

 

«Какую бы ужасную бурю ни увидели мы на его картине, в верхней части полотна сквозь скопление грозных туч всегда будет пробиваться луч света, пусть тоненький и слабый, но возвещающий спасение. Именно веру в этот Свет, пронес через века породивший Айвазовского народ. Именно в нем, в этом Свете, и заключен весь смысл изображенных художником бурь».

Мартирос Сарьян

 

Восстав, в океане неистовость вод

Тяжелыми всплесками бьет до высот,

Под яростный рев строит призраки гор,

И буря – безбрежный, безграничный простор

Одевает, как дым,

Дуновеньем своим.

«Ни с места!» - воскликнул, - палитра в руках, -

Старик чародей, и взмутившийся прах

Покорен, заслышавши гения зов;

И в бурю, безмолвно громады валов

Вот стоят, как во сне

На его полотне.

Ованес Туманян «Перед картиной Айвазовского»

 

12 фактов об Иване Айвазовском

  • Брат художника Гавриил стал видным деятелем Армянской церкви, был профессором и преподавателем восточных языков в армянской академии в Венеции, затем ректором лицея в Париже, архиепископом, автором трудов по истории, составителем словаря древнеармянского языка, переводчиком.
  • В детстве Иван Айвазовский самостоятельно научился играть на скрипке. Однако играл он, поставив скрипку на колено, как это делали народные музыканты из крымских татар.
  • Рассказывают, что когда друзья спросили Айвазовского, какую из его картин он сам считает лучшей, он ответил: «Ту, что стоит на мольберте в мастерской, которую я сегодня начал писать…».
  • На картине «Прощай, свободная стихия» Айвазовским изображено море, а Репиным – фигура Пушкина.
  • Картину Айвазовского «Хаос» приобрел папа римский Григорий XVI.
  • Последней картиной, над которой работал художник, стал «Взрыв турецкого корабля». Она до сих пор стоит на мольберте в музее Айвазовского в Феодосии.
  • Писатель Николай Лейкин посвятил Айвазовскому юмористическую миниатюру.
  • У Айвазовского было четыре дочери.
  • Внуки Ивана Айвазовского Михаил Латри и Алексей Ганзен также стали известными художниками.
  • Живописью занимались и два других внука: Николай и Константин Арцеуловы. Однако прославились они другим. Николай стал видным инженером-кораблестроителем, а Константин – летчиком.
  • Картины Айвазовского пользуются успехом на ведущих аукционах. В 2008 на аукционе Sotheby's картины «Раздача продовольствия» и «Корабль помощи» были проданы за 2,4 млн. долларов. В 2004 году аукцион Christie’s продал картину «Исаакиевский собор в морозный день» за 1,125 млн. фунтов стерлингов. В 2007 году на аукционе Christie’s картина «Корабль у скал Гибралтара» была продана за 2,708 миллиона фунтов стерлингов, а 24 апреля 2012 года на аукционе Sotheby's картина Айвазовского 1856 года «Вид Константинополя и Босфора» была продана за 3,2 млн. фунтов стерлингов.
  • Надпись на надгробии Айвазовского «Рожденный смертным, оставил по себе бессмертную память» представляет собой цитату из армянского историка V века Мовсеса Хоренаци.

 

Материалы об Иване Айвазовском

Страница об Иване Айвазовском в русской Википедии

Каталог картин Айвазовского

Айвазовский в энциклопедии «Кругосвет»

Сайт о жизни и творчестве Ивана Айвазовского

 

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.