16 декабря 2017, суббота, 19:41
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

Млекопитающие начали осваивать полет еще в юрском периоде

April I. Neander/University of Chicago

Находки двух древних видов указывают, что первые способные к полету млекопитающие появились за десятки миллионов лет до летучих мышей. Оба вида принадлежат к архаичной кладе Euharamiyida, оба обитали на территории нынешнего Китая в конце юрского периода.

Один из видов получил название Maiopatagium furculiferum, другой – Vilevolodon diplomyos. Первый был размером примерно с белку, а второй – с мышь. Скорее всего, оба вида питались растительной пищей: мягкими частями папоротников, деревьев гинкго и других растений той эпохи, хотя, возможно, они разнообразили свой рацион насекомыми. Крупные когти на ногах обоих видов свидетельствуют, что они были опытными древолазами и, возможно, могли висеть вниз головой, подобно летучим мышам.

Окаменевшие останки этих животных были найдены палеонтологами во главе с Чжэси Ло (Zhe-Xi Luo) в геологической формации Ляонин. Помимо костных останков у них частично сохранились подвергшиеся окаменению покровы тела, поэтому ученым удалось обнаружить у них следы кожной складки, которая могла служить для полета с ветки на ветку. Подобно аналогичным приспособлениям современных летучих мышей эта перепонка, вероятно, соединялась с передними и задними конечностями.

Исследователи полагают, что Maiopatagium furculiferum и Vilevolodon diplomyos могли совершать не машущий, а планирующий полет, как нынешние белки-летяги Евразии и Северной Америки, сумчатые летяги Австралии, шерстокрылы Юго-Восточной Азии и шипохвосты Африки. Способность к такому типу передвижения возникла у этих групп млекопитающих независимо.

Находкам посвящены две публикации в журнале Nature (1, 2).