17 октября 2017, вторник, 16:29
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

12 октября 2017, 14:23

Яркая вспышка новой звезды была замечена в Малом Магеллановом Облаке

OGLE Survey

В Малом Магеллановом Облаке, галактике-спутнике Млечного Пути, астрономы обнаружили, возможно, самую яркую вспышку новой звезды.

Новыми в астрономии называют звезды, светимость которых внезапно увеличивается в тысячи или даже в миллионы раз. Такие звезды представляют собой тесные двойные системы, состоящие из белого карлика и звезды главной последовательности (подобной Солнцу). Орбитальные период их составляет всего несколько часов. В ходе их эволюции вещество непрерывно перетекает со звезды-компаньона на белый карлик, образуя вокруг него аккреционный диск. Вещество диска тормозится за счет трения и постепенно оседает на поверхность белого карлика. Постепенно температура и плотность поверхностного вещества в белом карлике возрастают настолько, что в нем начинаются ядерные реакции синтеза гелия, который из-за большой плотности вещества протекают с огромной скоростью. Фактически на поверхности белого карлика происходит термоядерный взрыв, оболочка звезды сбрасывается, что наблюдается астрономами в виде вспышки новой. После вспышки аккреция вещества со звезды-компаньона может быть продолжена, что через определенное время приводит к очередной вспышке.

В нашей Галактике Млечный Путь наблюдается около 35 новых в год, но в Малом Магеллановом Облаке в предпоследний раз вспышка новой произошла в 2012 году. Нынешняя новая была обнаружена 14 октября 2016 года и получила обозначение SMCN 2016-10a. Используя орбитальную обсерваторию Swift и ряд наземных телескопов, группа ученых установила, что SMCN 2016-10a оказалось самой яркой новой, обнаруженной в Малом Магеллановом Облаке, и одной из самых ярких, какие когда-либо наблюдались в любой галактике.

Данные об излучение в рентгеновском диапазоне свидетельствуют, что масса белого карлика, ставшего источником вспышки, близка к предельной и дальнейшее поступление вещества с соседней звезды может привести к взрыву, который разрушит белый карлик, то есть вместо новой произойдет взрыв сверхновой.

Исследование будет опубликовано в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society, препринт доступен на сайте arXiv.org.